Сибирские огни, 1980, № 7
180 ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО \ той шеей, в настороженной позе... Анекдот] Я во власти какого-то неразворотливого Маркова...» Но пройдет время, и в конце повести Чижов поймет, что ему нужен продолжа тель, талантливый ученый. «Чижов впервые задумался не об абстрактной «смене», а о конкретном продолжателе своей работы. И м мог быть только Марков. И Борис Александрович (Чижов.— В. Б.) приехал, чтоб все объяснить предельно честно...» Ну, а если бы жертвой взрыва стал не та лантливый ученый, а просто посредствен ный или, скажем, лаборант? Тогда что — Чижов не поехал бы виниться и не почувст вовал б ы потребности «все сказать всем»? Повесть эта получила даже положительные отзывы. Еще бы — производственная тема, стойкие характеры. Но вот именно такие поделки, зачастую расхваливаемые крити кой, и отбивают охоту у многих талантли вых писателей обращаться к важнейшей те ме современности. И только выросшая в противоборстве с подобного сорта псевдо- производственной литературой настоящая производственная проза: роман Валерия Гейдеко «Личная жизнь директора», Алек сандра Проханова «Место действия», Свя тослава Рыбаса «Варианты Морозова», Алек сандра Плетнева «Шахта»,— продемонст рировала истинные возможности этой темы. Приведу пример потока другого рода литературы, также захватившей молодеж ные журналы. Вот опубликованная в « Ю н о сти» повесть «На болотах» Василия Афони на. Спору нет, В. Афонин— писатель талант ливый, над его Иовестью не уснешь. Но почему-то из всей его прозы «Юность» вы брала самое неудачное произведение, эта кую развесистую клюкву с натуралистиче ской клубничкой. Поверив в ее героев, можно подумать, что и сегодня в сибир ских селах жители, как в крепостях, живут, друг против друга с ружьями выходят, уби вают из-за хорошей ягодной полянки. Не даром сибирским прозаикам не понрави лась повесть своего собрата, не случайно именно из Сибири пришла на эту повесть реплика А. Черноусова, опубликованная в «Литературной России». Потому что, изо бражая Сибирь как «край дикарей», В. А ф о нин явно рассчитывал на рафинированного столичного жителя, которому страсть как хочется порой «диковинки», «людоединки» какой-нибудь попробовать. Подобный же искус — удивить экзотикой— нахожу я и в повести Бориса Агеева «Текущая вода». В повести тоже живописуется «дикий край», где царствует закон кулака и вин товки. Герои Б. Агеева носят транзистора ные приемники, неплохо разбираются в поп-музыке, учатся в столичных институтах. Но... послушаем их самих: «Да, у тебя пуш ка...— сказал Жора.— И ты пришел кого-то убивать, Валя». Это положительный герой идет восстанавливать справедливость с по м о щ ь ю мелкокалиберной винтовки. Затем «в дело» вступает другой, тоже в общем-то неплохой, но заблуждающийся парень — Маркел: «Я увидел, как Маркел отделился от стены и поднял свою винтовку... Темндя рука скользнула по ложу, сняла предохра нитель. Ствол поднялся на уровень лица, и я различил дырочку на торце и медный по лированный болтик вместо мушки... Ж е л тые, дикие глаза смотрели поверх ствола на меня». Думаю, все дело здесь в авторском стремлении непременно поразить читателя наиострейшей ситуацией, подчас весьма далекой от жизни. В список подобных, явно рассчитанных на невзыскательного читателя произведений можно включить и повесть Анатолия Тоболяка «История одной люб ви», и повесть «Фальшивая нота» Татьяны Дубровской... Не лучше обстоят дела с молодой совет ской прозой и в другом популярном жур нале— «Молодая гвардия». Вся талантли вая проза этого журнала за последние годы была написана прозаиками, давно пе решагнувшими пятидесятилетний рубеж. Разве что роман Святослава Рыбаса «Ва рианты Морозова» — о поисках «твердого берега серьезной жизни»; роман, своеоб разный по фор м е и содержанию, в кото ром решаются сложные вопросы человече ского бытия, одиноко стоит в активе мо лодой прозы семидесятых годов этого журнала. Вот почему многие прозаики, так и не представленные широкому читателю, все десятилетие проходили в «молодых», хотя и достигли к сегодняшнему д н ю сорока летнего рубежа. Но есть ли вообще необходимость в но вом поколении прозаиков? Да и есть ли оно на самом деле, это поколение? Думаю, что на нынешнем этапе развития литературы очень даже необходимо такое поколение — с новым огнем, с новым сло вом о новом времени, поколение, которо му предстоит, может быть, стать отчасти пророком, говорящим не о случайностях жизни, а о вечных ее законах. Это слово освободило бы литературу от излишней «жизненности»; от склонности приспособ ляться ко вкусам читателя. Сегодня необходимы роман-поэма, ро ман-призыв. Вспоенная и вскормленная прошедшими десятилетиями, наша лучшая, зрелая проза плоть от плоти тех лет, она и останется в том времени. Сформировавшись в семидесятые годы, нынешние «сорокалетние» не пошли по привычному руслу своих старших коллег, не приписывают себя ни к цеху деревен скому, ни к цеху городскому, не влазят ни в обойму исповедальной литературы, ни интеллектуальной. Инерция привычных наших представле ний о литературе заставляет нас сейчас ждать новых Беловых, Распутиных, Бонда ревых... Участники дискуссии идут дальше: дожидаются прихода писателей, похожих на старых и верных наших классиков... А их не будет. Ни Достоевских, ни Чеховых, ни даже новых Распутиных. Потому что, как бы ни был велик тот ли иной писатель,— он все же закономерно выдвигается эпохой. И все ценное, что будет в прозе нового десятилетия,— обновленный ли это будет тип, о чем пишет В. Шапошников, или кон фликт,— главное, что это будет то самое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2