Сибирские огни, 1980, № 7
ВЗГЛЯД НА НОВУЮ СЛОВЕСНОСТЬ 179 задатками не стал классиком,— тема и трудная, и нужная. Ибо немало за шесть десят лет советской литературы промельк нуло ярких имен, так и не оставивших серь езного следа. Разве легко разобраться, что случилось с Евгением Евтушенко, написав ш и м немало великолепных стихотворений в шестидесятые годы, а сейчас пришедшего к псевдобеллетристике «Северной надбав ки» и романа «Ягодные места»? И чего не хватило до классики В. Солоухину или В. Тендрякову, резко сдавшим свои пози ции за последние годы? Но весь запал дискуссионных статей от дан иным именам. Значит, и вопрос все- таки надо было ставить зачинателю дис куссии по-другому. Если уж разбираешь недостатки М. Голубкова или Л. Беляевой, то не с классиками, наверно, их сравнивать нужно. М н е же по ходу чтения статей участни ков дискуссии пришла иная мысль. Загип нотизированный предметом спора, я поду мал: а что надо, чтобы стать классиками, нашим м олодым прозаикам, поколению семидесятых, и что ими уже сделано? | Окинув взором прошлое десятилетие, м ы должны признать, что семидесятые годы дали литературе новое поколение писате лей. Что же.отделяет прозаиков семидеся тых от прозаиков шестидесятых? К удивле н и ю своему, замечаю, что основное отли чие относится не собственно к литературе, а к делам издательским. Прозаиков шестидесятых годов форми ровали журналы. В. Амлинский, А. Лиханов, В. Аксенов «вышли» из «Юности». В. Бело ва и В. Распутина, В. Астафьева и Е. Носова поднимал «Наш современник», «Новый мир» дал Ф. Абрамова, Ю. Трифонова, Ч. Айтматова, Б. Можаева... Визитными же карточками для поколения семидесятых стали книги. О. Попцов и В. Шугаев, А. Проханов и В. Маканин, В. Крупин и В. Михальский, В. Личутин и А. Скалой, как правило, выходили в широ кий читательский мир не со страниц тол стых литературных журналов, а со страниц своих первых, а потом уже и не первых книг. Выходили... и часто оставались незаме ченными никем. Ибо тот общественный ре зонанс, который вызывали обычно интерес ные публикации в журналах, начисто отсут ствовал, когда речь шла о книгах молодых прозаиков, сколь бы интересными и талант ливыми они ни были. Одна из причин этого положения заклю чается в том, что м ы живем сегодня во время книжного бума, когда зачастую без разбору раскупается мгновенно и хорошее и плохое. Талант и графоман пользуются сегодня одинаковым читательским спросом. В такой ситуации трудно ориентироваться и литературным критикам. Особенно, если речь идет о прозаике молодом, малоизве стном. Всех книг не перечитаешь, а прил.а- вок не регистрирует подлинную волну чи тательского интереса. Отсюда такое медленное узнавание но вого поколения. Трудно сказать, почему, 12 * но практически все талантливые молодые авторы семидесятых годов прошли мимо крупнейших наших молодежных журналов, тех, в чью задачу входит — формировать новое пополнение советской литературы. К примеру, «Юность» шестидесятых дала немало пусть спорных, но достаточно яр ких имен. «Юность» же семидесятых — журнал с почти трехмиллионным тира ж о м — прошел м имо целого поколения. Ни А. Ким, ни В. Личутин, ни А. Курчаткин, ни В. Крупин, ни А. Афанасьев, ни А. Про ханов, ни А. Плетнев, ни И. Евсеенко, ни В. Шугаев, ни А. Скалон — никто из них не был замечен этим популярным молодеж ным журналом. А между тем так называ емая «аварийная» литература, когда весь конфликт строится на преодолении какого- либо ЧП и где проявляются дежурные му жество и стойкость, да литература экзоти ческая, с уклоном в «сибирятину», когда по страницам разгуливают в огромных коли чествах медведи, чалдоны и ковбои XX ве ка,— подобный поток определяет почти всю прозу этого когда-то столь интересно го журнала. Я не име ю в виду здесь прозу именитых, я всегда читаю с удовольствием романы и повести Б. Васильева, А. Лиханова, А. Алек сина, но не они же определяют лицо мо лодежного журнала. Вот, к примеру, повесть Ф. Ветрова «Сигма-Эф». В институте по вине одного из видных ученых происходит авария. Жерт вой ее становится ученик этого ученого. Вначале вину сваливают на заместителя ди ректора по пожарной безопасности Митро фанова, но затем все, кому надо,— раскаи ваются. Принимает на себя вину один, а другой тут же перекладывает ее на себя, устраивается чуть ли не очередь по взятию вины. Правда, поначалу профессор Чижов, по вине которого произошла авария, не хочет признаваться в истинных причинах взрыва. Может пострадать его авторитет. И, как считает автор, ученого можно понять, он заботится о целом направлении в науке. Непонятно только, почему признание ошиб ки привело бы к ликвидации целого на правления в науке. Может быть, просто в этом случае не так спешили бы, перепро верили бы все более основательно. Разве это плохо? Насколько мне известно, к экс периментальной стадии допускаются толь ко теоретически обоснованные работы. А проверять формулы методом аварии — значит быть волюнтаристом в науке, точ нее даже сказать — авантюристом. Взрыв все же произошел, профессор по нял свою ошибку. На комиссии он убедил всех, что виноват Митрофанов, в больнице стал убеждать, что ради науки его постра давший ученик должен промолчать об ис тинных причинах ошибки. Но что для этого надо? Отдать под следствие «примитивно го» Митрофанова, а ученику сказать, что его ожидает только выговор. Своей прямой жертве, человеку, который пострадал из-за его ошибки, Чижов предлагает переписать диссертацию, а сам в это время думает о нем: «Как он неприятен — с этой вытяну-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2