Сибирские огни, 1980, № 7
КРИТИКА ЛИТЕРАТЯРПБНДБНИЕ Владимир Бондаренко ВЗГЛЯД НА НОВУЮ СЛОВЕСНОСТЬ Итак, раздался в нашей критике суровый' вопрос — чего недостает нашей современ ной литературе до классики? М о ж н о спо рить уже с самой постановкой такого во проса. Ибо и сама классика-то достаточно разная, до одной м ы не доросли, а к дру гой вроде бы вплотную приблизились. Не ужели Василий Белов ниже Григоровича, и так ли свысока Писемский будет смотреть на Валентина Распутина? И неужели «Стран ник» А. Вельтмана написан сильнее «Бере га» Ю. Бондарева? Кто, на каких весах будет взвешивать классику н ы н е ш н ю ю и классику прошлого? Если мерять всех Достоевским или Львом Толстым, то и в мировой классике всех вре мен не так много найдешь великанов по добного масштаба, да и нужны ли нам но вые Толстые и Достоевские? В наш век тиражирования, машинизации так и хочется время от времени внедрить идеи НТР в литературу. А та знай себе ж и вет по своим законам, и неплохо сегодня живет. Вернемся, однако, к теме дискуссии — чего недостает нашей современной лите ратуре до классики? Мож е т быть, вопрос этот всего лишь прием, благодаря которо му В. Шапошников, Н. Кузин и другие уча стники дискуссии раскрывают свои крити ческие концепции, показывают свое отно шение и к миру, и к современной литера туре. Но у ж если концепция эта строится на сопоставлении с классикой, так и ты будь любезен — козырями ходи. А то XIX век представлен в дискуссии более чем до стойно: тут и «Анна Каренина», и «Вешние воды», и «Очарованный странник»... Пред- См. «Сиб. огни», 1979, № 7; 1980, № 1, 3, 4. ставители же века ХХ-го — Л. Беляева, М. Голубков, В. Махонина и уж как самое- самое — И. Дворецкий и А. Гельман... Скажу честно, ничего не понимаю. Могу принять постановку вопроса; критик не ли тературовед, для демонстрации того или иного положения он может, имеет право на самые неожиданные вопросы. В том числе и на такой: чего же нам недостает до классики? Но кому — нам? Ю. Трифонову, Ф. Абра мову, В. Катаеву, А. Ананьеву, Ю. Бондаре ву, В. Астафьеву, С. Залыгину, В. Белову, Г. Бакланову, А. Рыбакову, Ч. Айтматову и другим видным представителям всей на шей советской литературы? Такой ответ са мо собой подразумевается в ходе дискус сии. И, повторяю, иной критик может на чисто отрицать достижения этих писателей по сравнению с классиками XIX века. Сам я другого мнения, но понимаю возмож ность такого подхода к литературе нашего времени. Но как можно с классикой срав нивать даже далеко не средних современ ных прозаиков? Будто беллетрист пушкин ских времен писал сильнее беллетристов нынешних. Будто нравоучительные романы Фаддея Булгарина могут чему-то научить нынешних ремесленников литературы. Бо лее того, мне даже стало обидно за этих средне-добротных прозаиков, разбираемых в статьях В. Шапошникова и Н. Кузина; пи шут они, делают свое нужное в общем-то дело, прекрасно понимают место свое в литературе. И вдруг их сравнивают не с кем-нибудь, а с гениями русской литерату ры. За что же вы их так, товарищи крити ки? Чтобы стать классиками, у них просто большого таланта нету. А вот разобраться, почему тот или иной писатель с огромными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2