Сибирские огни, 1980, № 7
172 А. ОКЛАДНИКОВ промыть черепа из могилы. Тогда я снял свою новую шляпу и в ней доставил воду. Шляпа выдержала испытание. Она оправ дала доверие, великолепно заменила ведро. Когда м ы извинялись за плохую дорогу, он сказал, что в Америке тогда дороги были не лучше этой, а у нас здесь будут дороги не хуже американских. Предсказание его не сбылось только в одном: теперь на ме сте старой Бурети разлилось гигантское водохранилище — Братское море. Прощаясь, он вдруг сказал: «Вы верне тесь в Сибирь из Ленинграда, чтобы де лать здесь большое дело». И это второе его предсказание тоже сбылось. Сейчас я член Сибирского отде ления Академии наук, директор созданно го в Новосибирском академгородке Инсти тута истории, филологии и философии. Вернувшись в Иркутск, старый антропо лог раскрыл заветный чемодан, который не доверял никому, вынул неизменный циркуль и измерил подготовленную мной в Иркутском музее большую коллекцию неолитических черепов, главным образом из моих раскопок на Ангаре и Лене. Опи сал ее, поразив всех своей удивительной для его лет энергией и работоспособно стью, не теряя ни минуты на что-либо лиш нее, ненужное. Новая поездка в Иркутск еще более ук репила А. Ходличку в убеждении, что пер вобытные обитатели берегов Байкала и Ангары родственны американским индей цам и являются отдаленными их предками. Он нашел на этот раз, по его словам, даже самых близких родичей неолитическим ж и телям Прибайкалья в племени шошонов. Этот вывод находил подтверждение и в неолитических находках, в каменных ору диях на Ангаре, о чем писал и близкий ученик Хрдлички, его сотрудник, выдаю щийся археолог, основатель американского археологического эскимосоведения, Генри Коллинз. Статья Хрдлички о поездке 1939 г. начи нается словами: «Последнее путешествие в 1939 году и необходимая «шапка» к Аляскинским ма териалам. Должен увидеть в Англии и в других местах последние открытия древних остатков человека и затем изучить сибир ские скелеты в русских музеях, чтобы сравнить их с результатами наших поисков на Аляске». Далее говорится: «К сожалению, я не вел в это время днев ника, частично из-за того, что был все еще слаб, и частично из-за того, что впечатления от всего, что я видел и слышал, меня пе реполнили. Я был в этой стране уже дважды — в 1909 и 1912 гг. и поэтому мог отметить в какой-то степени, что здесь произошло, и попытался обрисовать какие- либо наиболее яркие впечатления. Они не окрашены какой-либо идееологией, по скольку я здесь человек со стороны. В 1912 году, незадолго до мировой вой ны, Россия была типичной бюрократиче ской, военной и старомодно-церковной страной с несколькими прекрасными му зеями и учреждениями, но в основном пло хо развитая индустриально, очень бедная, с крепким, но отсталым народом. Подавля ю щ е е большинство народа жило в дерев нях, где 70 процентов было неграмотных. Л ю д и в стране работали так же, как жи ли,— более или менее примитивно. В ре зультате войны 1914— 1917 гг., революции 17 года и гражданской войны 1918— 1923 гг. большая часть городов была разрушена, разрушены были также железные дороги и многие другие постройки. Рубцы, остав шиеся от этих событий, все еще видны и в 1939 году, но большие перемены про изошли по сравнению с 1923 годом. Ленин град и Москва увеличивали свое население более чем в два раза и широко расстраива лись. Ленинград, особенно на юго-востоке, становится крупным центром, в то время как Москва сильно перестраивается соглас но планам, которые кажутся почти фанта стическими, и уже в лю б о м отношении явля ется одним из самых больших и самых современных городов. Постепенно сносятся безобразные дома или то, что устарело, и реставрируется все, что стоит этого; воз водятся новые фундаментальные и харак терные здания. Города становятся индустриальными, а старые бревенчатые деревни превращают ся в привлекательные маленькие поселки городского типа. Стиль жизни — деловой, энергичный, во всех направлениях делаются усилия, люди деятельны и очень стремятся к знаниям. Такое впечатление, что каждый из них ра ботает, читает, участвует в событиях, ди скутирует. В общем, я видел новый человеческий мир в процессе его образования, где остатки прошлого все еще висят на нем, как куски прошлогодней коры на фрукто вом дереве, но это молодое дерево цве тет и обещает богатый урожай. И хотя я не понимал кое-чего из пропаганды, я ви дел много мудрости во многих вещах и видел, как кристаллизуется новое общество, возмужалое, благородное, успешное, и это многообещающая перспектива для всего человечества в целом». Переполненный добрыми впечатлениями от новой Сибири, Сибири помолодевшей, по его словам, автор статьи отдает долж ное Иркутску и, разумеется, тому, что осо бенно интересовало его как антрополога. Пророчески он пишет:, «В один прекрасный день, а он недалек, когда быстрая мощная Ангара, окружаю щая большую часть города, будет отдавать свою энергию человеку, Иркутск станет одним из крупнейших сибирских городов. Более того, Иркутск расположен в райо не очень богатом с точки зрения изучения предыстории человека. Вдоль рек этого прекрасного района люди жили, начиная с верхнепалеолитического периода, и осо бенно в период неолита, оставив после себя материальные остатки своей культуры. Остались также и их скелеты. Неолитиче ские черепа и скелеты, из которых множе ство было открыто и хранится сейчас .в современных музеях, чрезвычайно важны для изучения америко-азиатских связей;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2