Сибирские огни, 1980, № 7

ХРДЛИЧКА ИЩЕТ ПЕРВЫХ АМЕРИКАНЦЕВ 165 лями ручной работы, которые называются «лапти». Некоторые выглядят так, как буд­ то их делают из соломы. Они надеваются поверх ткани, которая наматывается на но­ ги, и напоминают обувь наших индейцев- пузбло». Все дальше и дальше на восток мчится транссибирский экспресс. Волнение все сильнее овладевает автором дневника. Он пишет: «Еще немного, и м ы окажемся в Азии. Заметки этого дня будут закончены уже в Сибири, обширной, полной значения, удивительной неизвестной стране, родине наших индейцев и эскимосов». «Июль, 16, вторник, 9 утра. Юго-западная Сибирь, Азия!» — так начинается новый, си­ бирский раздел дневника. По мере при­ ближения к тайге местность становится бо­ лее неровной, сначала появляются длинные впадины и низкие хребты, затем холмы слегка неправильной формы, но камня все еще нет. Волнует дикая, еще не обуздан­ ная природа. Внимательно, острым взгля­ дом всматриваясь в сибирские просторы, в реки, текущие среди степей, в леса, в зве­ рей и птиц, цветущие, но пустынные луга, путешественник расценивает все эмоцио­ нально и чутко. Радуют глаз первые лас­ точки и первые сороки. Отдано должное и сибирской лошади, о ней сказано с любо­ вью, почти как о человеке. «Ряд фургонов, привязанных друг к дру­ гу, возчики все сидят в последнем, ради общества, и разговаривают, невзирая на пыль. Крепкие маленькие косматые лоша­ ди медленно бредут сами. Я полюбил рус­ скую лошадь, она не такая уж красавица, но несомненно обладает силой, понимани­ ем и индивидуальностью». А как же сам человек, тот, кто является хозяином этих просторов, кто их осваивает своим трудом и кому надлежит продолжать это великое, но трудное дело? Разумеется, из окна вагона, на коротких остановках не многое увидишь. В поезде едут сначала с ним в одном вагоне только два японца. И не случайно по естественной ассоциации вспоминается недавняя несчастливая для России русско-японская война: трезво и с явным сочувствием к жертвам, понесенным русским народом, оценивается трудность, с которой сооружалась сама железнодорож­ ная магистраль. Здесь Транссибирская ма­ гистраль уже двухколейная или такой ее делают. Будь это так до русско-японской войны, ее итоги могли бы быть совсем дру­ гими. Хрдличка сочувствует именно наро­ ду, а не царизму. В дневнике явно, хотя и между строк, чувствуется неприязнь к ца­ ризму— для бездарного царского1 прави­ тельства, для жестоких и эгоистичных пра­ вителей России у него нет добрых слов. Хрдличка внимательно влядывается в ли­ ца, в антропологический облик встречных русских аборигенов, которые уже триста лет владеют Сибирью. Подмечает бытовые, этнографические черты в их жизни, такие, например, сцены: «Видел несколько жен­ щин в коротких юбках, высоких ботинках, в белых косынках на голове, и каждая с ко­ сой на плече. Спины их несколько согнуты от работы, но они идут легко и, конечно, не выглядят «угнетенными» или анемичными: хороший, сильный род». И еще одна ове­ янная ю м о р о м станционная сцена: «Босой мальчик стоит на маленькой станции, а ботинки свои держит в руках. Это не та­ кая уж редкая картина: ботинки дороги, а кожа нарастет...» «Типичная картина для деревни,— добав­ ляет автор дневника,— ребенок, бегущий босиком, несмотря на холод и морось. Та­ кое впечатление, что только м ы мерзн§м здесь в поезде». Эта встреча напомнила и мне, кстати, мое детство. Вот так и я бегал босиком вплоть до поздней осени, по д о ж д ю и холодной земле, в нашей ленской деревне, оберегая сапоги, единственные в нашей бедной се­ мье в трудные двадцатые годы. «Еще в Екатеринбурге, где стоит столб с надписью на одной стороне «Европа», на другой — «Азия», встретились с массой пе­ реселенцев, направляющихся в Сибирь. Все бедны, часто в больших изношенных кожаных одеждах, в больших сапогах или же с ногами, закутанными в тряпки. Но многие из них крепкие, с хорошей осан­ кой и не подавленные — несомненно это хороший материал для заселения пустын­ ных мест Северной Азии». И дальше снова переселенцы: «На каждой станции и в по­ ездах вижу иммигрантов (переселенцев), это сильные, здоровые, лохматые люди. Плакаты на станциях. Написано, что «...в Приморской губернии есть еще 81.000 зе­ мельных наделов, которые могут быть рас­ пределены; в Забайкалье — больше 60.000 и т. д.». Я видел подобные поезда и в прошлый свой приезд в Россию и теперь встречаю каждый день один, а то и больше таких поездов. Переселенцы.обычно едут полными семьями, со всем своим багажом, связанным в узлы; иногда они даже везут зерно или муку. Они постепенно населяют Сибирь, и это прекрасный источник для та­ кой цели...» Кроме русских и удмуртов на пути к Пет­ ропавловску и далее на восток отмечаются коренные жители: «Перед Петропавлов­ ском увидел первых киргизов или татар, смуглых, монголоидных, но, очевидно, очень сильных людей. Увидел также две или три юрты». Сразу возникают настойчи­ вые ассоциации с Америкой, с индейцами: «Один из этих людей вполне мог бы быть американским индейцем». Дальше стало больше киргизов с коричневой кожей, ха­ рактерными круглыми шапочками на голо­ ве— они магометане — и характерными ботинками. «Искал на станции почтовые от­ крытки с их изображениями, но напрасно. Торговцы мне интересны особенно потому, что это местные люди, часто представители коренного населения. Поезд мчится, остав­ ляя позади сотни миль. Позади остались не только деревни, где трудятся крестьяне, крторые выносят на остановках (без на­ зойливости и криков, сдержанно и с досто­ инством) молоко и лесные душистые яго­ ды, но и города. Два настоящих больших города. Омск проехали ночью и Новониколаевск этим утром. Однако эти большие сибирские го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2