Сибирские огни, 1980, № 7
164 А. ОКЛАДНИКОВ ветский народ боролся со смертельным врагом человечества — немецким фашиз мом, в 1943 г. Он называется «Антрополог в России». Дневник насыщен живыми пе реживаниями, написан великолепным об разным языком, с мягким и теплым ю м о ром. Перелистываешь дневник и не мо жешь от него оторваться, как от детектива, от первой страницы до последней. Вот первая страница, где Хрдличка пи шет о себе самом и о своих поездках по России: «Автор предпринял три путешест вия в Россию: в 1909, 1912 и 1939 гг. Он имел возможность увидеть многие места, , включая Сибирь и Монголию, и людей, живущих там. Повсюду русские охотно по могали автору, и, кроме того, знание язы ка было его большим преимуществом. За метки, которые последуют ниже, были сделаны во время памятного путешествия 1912 г., когда в поисках родственных исто рических связей с американцами он смог посетить ю ж н у ю Сибирь и В н е ш н ю ю М о н голию. Это простые, искренние записи ученого, изучающего человеческий род и увлека ющегося природой, предназначенные его жене, которой пришлось остаться дома. Сегодня они уже почти принадлежат ис тории». «...В 1911 году полковник Д. С. Коллиер и д-р Эдгар Хьюитт (первый возглавлял Панамско-Калифорнийскую экспозицию, ко торая должна была проводиться в Кали форнии в 1915 году, а второй был дирек тором антропологических выставок) пред ложили мне план оригинальной выставки по физической антропологии. М ы посове щались, план был утвержден, и Смитсони- анский институт отло^кил для этой цели не которую сумму, которая могла быть ис пользована под моим руководством. План состоял из подготовки пяти холлов выстав ки: первый должен был посвящаться эво люции человека и его древности, второй— его развитию, начиная со дня рождения, или жизненным циклам; третий — нацио нальным и индивидуальным характеристи кам человека, четвертый — упадку, патоло гии и уничтожению человека, а пятый холл составляла антропологическая библиотека, оборудование и методы. Поскольку никог да еще не делалось попытки такой всеобъ емлю щ е й выставки и оказалось недостаточ но материалов под рукой да и вообще, а также для блага Смитсонианского институ та, под покровительством которого должна была проводиться эта работа, и всей науки в целом, было решено послать несколько экспедиций в Европу, Азию, Перу и на ост ров Св. Лаврентия далеко на северо-западе между Азией и Америкой. Две такие экс педиции в Сибирь и Монголию были орга низованы для изучения типов людей и их связей с американскими индейцами, а экс педиция в Перу имела целью сбор патоло гических материалов. Эти экспедиции были оставлены для меня и выполнены в 1912 и 1913 гг. Обе они оказались чрезвычайно полезными и интересными, обогатившими м о ю память новым жизненным опытом и новыми впечатлениями, из которых многие достойны, чтобы их записать». Дневник начинается 7 июля 1912 года: «Путешествую по Европе, начиная с конца мая. Был на научном конгрессе в Лондоне, объездил всю Францию, Бельгию, Герма нию в поисках необходимых образцов и, наконец, достиг России, где теперь с не терпением ожидаю нужных мне докумен тов и изучаю русский язык. У меня нет по ка разрешения для поездки в Сибирь и, по всей вероятности, не будет разрешения и для Монголии. И тем не менее я должен продолжать пытаться что-то делать, имея несколько дружеских писем, в люб о м слу чае— получу я разрешение или нет. Если мне все же придется отправиться назад, это будет весьма неприятно. В этой стране все еще чувствуется обида по поводу отмены Русско-Американского договора Соединен ными Штатами». Хрдличка ждет в Петербурге разреше ния на поездку в Сибирь, а пока встреча ется с полезными и влиятельными людьми, в том числе с князем Э. Ухтомским, изве стным знатоком буддизма и собирателем превосходных коллекций буддийских ри туальных скульптур. Вторым заметным в России и за рубежом лицом, которое про извело сильное впечатление, был всемирно известный тюрколог, лингвист, академик В. В. Радлов, которого Хрдличка знал пре жде: Радлов являлся директором Музея Антропологии и Этнографии Академии на ук, президентом Русского комитета по из учению Центральной и Восточной Азии, организатором и научным руководителем знаменитой русской археологической экс педиции в Монголию, которая открыла ев ропейцам глаза на древние цивилизации этой страны. «Это чрезвычайно уважитель ный старик, он очень сердечно принял м е ня»,— заметил путешественник. После ожидания разрешения на путеше ствие в Сибирь и далее — в Монголию он, наконец, записывает: «Июль, 13, 12,30. Чудеса все-таки случа ются, и счастье порой широко улыбается даже в царской России. Я нахожусь в ско ром сибирском экспрессе, который отпра вился из Петербурга в Красноярск и дол жен быть там через 6 дней... И кроме все го прочего, небо такое яркое, земля такая зеленая, что я снова начинаю чувствовать себя оптимистом». Дальше к востоку от Петербурга следу ют одна за другой деревни. Поселки с большими однообразными бревенчатыми домами, с полями и лугами вокруг, где па сется крупный рогатый скот и работают женщины, девушки и старики, складывая сено. Пересекли речку Волхов, она боль ш е Сены. По ней плывут баржи и квадрат ные парусники, это напоминает Хрдличке Нил. То тут, то там мелькают чистые дере вянные станции с характерными бородаты ми лицами русских мужиков. В районе Шарьи ощущаетеся холод се верных пространств, появляются люди с явными признаками угрофинского антропо логического типа — удмурты. «Вижу кре стьян со специфической обувью — санда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2