Сибирские огни, 1980, № 7
ХРДЛИЧКА ИЩЕТ ПЕРВЫХ АМЕРИКАНЦЕВ 163 ископаемой фауны, вместе с каменными орудиями мустьерского типа, которые предшествуют более развитым орудиям эпохи верхнего палеолита, споры вокруг неандертальцев не прекратились, они при обретают новую остроту. А, может быть, они — неандертальцы, не прямые наши предки? Мож е т быть, эти примитивные су щества, столь похожие на человека, а вме сте с тем и на обезьяну, представляют со бой лишь боковую ветвь нашей эволюции, которая так и не вышла в настоящие, ра зумные люди? Мож е т быть, настоящие предки совре менного человека обитали не в Европе, не в Передней Азии и Африке, где обнаруже ны неандертальцы, а где-то в других мес тах планеты, не изученных в этом отноше нии. Такая надежда была особенно привле кательной для тех ученых, которые, вольно или невольно, стремились противостоять симиальной («обезьяньей») гипотезе про исхождения человека, выдвинутой и широ ко обоснованной великим естествоиспыта телем девятнадцатого столетия Чарльзом Дарвином. Хрдличка был верным сторонником Дар вина, убежденным последователем мысли о непосредственном родстве Человека Ра зумного, Гомо Сапиенса, с неандертальцем, как его прямым предком. О н не сомне вался, что неандертальская фаза как тако вая, как закономерная ступень развития, предшествует эпохе существования совре менного человека. И, конечно, каждая но вая находка остатков неандертальского че ловека в тех местах, где ранее их не было известно, в особенности — в Азии, должна радовать старого бойца за неандерталь скую фазу в становлении человеческого рода. Вполне понятно поэтому, что, когда газеты принесли в Америку весть о пер вой находке в Средней Азии остатков культуры мустьерской эпохи, а вместе с ними и костей самого человека того вре мени, притом именно неандертальца, а не ожидаемого противниками Хрдлички «пра-> сапиенса», этот ученый, несмотря на весь груз своих лет — на девятом десятке,— все такой же увлеченный и целеустремленный, как в прежние годы, не может далее оста ваться спокойным. О н должен видеть сам нового азиатского представителя немного численной семьи неандертальцев, хочет держать в собственных руках его чудом сохранившийся череп, измерить своим циркулем, с которым никогда и нигде не расстается, размеры и форму новой наход ки. О н берет билет на самолет (не забу дем, что в то время не было еще таких комфортабельных чудесных летательных машин, как нынешние!), пересекает Атлан тический океан, появляется в Советском Союзе, сначала — в Ленинграде, в здании матери русской науки — Петровской Кунст камеры. С волнением держит, наконец, в руках муляж первого (и ггсжа единственного в нашей стране!) черепа неандертальца, ко торый был мастерски собран и восстанов лен полностью знаменитым художником антропологом Михаилом Михайловичем Te ll* расимовым. Держит и восклицает: «Да это же настоящий, классический неандерталец, посмотрите хотя бы на его зубы, на харак терные резцы лопатообразной формы, та кие же, как у его собрата-«капельца» во Франции. И, конечно, нечего уже говорить о ф о р м е самого черепа. О надбровных ду гах. О том, что подбородок, как и у чело века из Капель-о-Сен, отвесный, даже на клонный, без намека на подбородочный выступ». Так из самого авторитетного источника получил признание неандерталец, счастли во найденный в мустьерской пещере Те- шик-Таш в 1938 году м н о ю и Верой Дмит риевной Запорожской. «Помогите им,— сказал Хрдличка тог дашнему директору института Истории М а териальной Культуры Академии наук,— они будут шагать дальше». Хрдличку в Россию привели, впрочем, не только сведения о вновь найденном неан дертальце. Вторая тема, которая была содержанием его жизни в науке,— «Первые американ цы». Иначе говоря, проблема происхожде ния американского человека, традицион ная для американской археологической на уки, м о ж н о сказать, первая по значению и исходная из всех ее тем. Когда и какими путями проникли на американский конти нент его первые обитатели? Где пролегают пути из Старого света в Новый, по которым шли предки американских индейцев, засе лявшие к моменту появления европейцев, викингов Лейфа Эриксона и матросоа-кон- кистадоров с каравелл Колумба, обе А м е рики, как Северную, так и Ю ж н у ю ? И здесь Алеш Хрдличка снова .является верным рыцарем одной гипотезы, страст ным сторонником одной идеи. Он был убежденным пропагандистом идеи о том, что первый человек, предок американских индейцев, пришел в Америку из Сибири через Берингов пролив. Последний был в ледниковое время не проливом, а пере шейком. Сухопутным мостом, по которому вперед и назад путешествовали мамонты, дикие лошади и бизоны. Вместе с этими животными, в погоне за ними, по мысли Хрдлички, должны были проникнуть из «Старого Света» в «Новый Свет» — из Си бири на Аляску— и первобытные охотни ки, вооруженные еще только копьями с каменными и костяными наконечниками, не знавшие лука и стрел. А на материке Азии исходным центром для расселения по на правлению к американским берегам была, по его взглядам, Восточная Сибирь, кон кретно — Прибайкалье. С этими целями — проследить путь пер вых обитателей американского континента из Азии, из «Старого Света» в «Новый» — Хрдличка уже дважды побывал в России и Сибири, в 1909 и 1912 гг. Прежде чем рассказать о путешествии 1939 года, следует проследить его путеше ствие 1912 года, которому посвящен инте реснейший дневник, в нем содержится подробное описание пути по Сибири, а за тем Монголии. Дневник опубликован был во время второй мировой войны, когда со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2