Сибирские огни, 1980, № 7
ТРИ ШКОЛЫ ДЛЯ ДИРЕКТОРА 155 ста — валанжина? Уже сейчас ясно, что кое- что упущено: ведь разработку надо было начинать именно с этого «второго» этажа. Но газ требовался немедленно, а геологи к тому времени еще не смогли защитить запасы по валанжинскому горизонту в Го сударственной комиссии, не все было под считано. Промашки проектировщиков — проблемы для производственников. Проект редко когда безупречен, и Нико ненко привык драться до конца. Он чело век ершистый, перед авторитетными под писями пасовать разучился. Главный авто ритет для него, чтобы на чертежах было все рационально и соразмерно с его, прак тика-производственника, возможностями. Жизнь движется вперед, а бумага, как правило,— по инстанциям. Лучше шагать за жизнью. На чертежах они напоминают близнецов, эти два газопромысла, первый и второй, или, как их еще официально и длинно зо- вут — установки комплексной подготовки газа к дальнему транспорту. А в натуре даже несведущий, не специалист заметит разницу. Д о УКПГ-1 проложена бетонка, десять километров от поселка — минутное дело. Установка — сооружение размаши стое, что там и говорить — настоящий за вод. Только для завода народу маловато. Колонны, шлейфы, трубопроводы, сложные какие-то агрегаты. Ш у м а почти нет, так — шелест. На «капитанском мостике» — пуль те управления — всего один человек. Ж е н щина. Свитеров она не вяжет, но и не вид но, чтобы очень суетилась. А, наверное, могла бы и вязать: если потребуется ее участие, автоматика не только начнет по мигивать красными глазками, но и прон зительно затрезвонит. Но автоматика спо койна. Конечно, не следует путать работу и на пульте, и на промысле с парковой идилли ей, где бабушки предаются воспоминаниям, приглядывая за малышами. В О П С (опера тивно-производственной службе установки) полсотни специалистов самых разнообраз ных профилей. И если спокойно на пульте, значит, надежно работают не особо замет ные в цехах слесари, наладчики, специали сты по контрольно-измерительным прибо рам, лаборанты, электрики и кочегары. И еще это значит, что вовремя за сменой пришла вахтовка, и вкусно накормили л ю дей, и исправно действуют диспетчерская служба объединения и его снабженцы. И многое, многое другое означает это не сколько шокирующее спокойствие, безлю дье огромного промысла: ведь только за час эта громадина подает в магистральный трубопровод больше миллиона кубометров подготовленного (значит — кондиционного) газа от стылых сибирских недр на обогрев уральских домен и металлургических ги гантов, фабрик Перми и Горького, на энер гетическое «сердце» КамАЗа и для домо витых московских хозяек. Вот в эти минуты, когда в тебе соединят ся, сочтутся этот непредставимый вообра жению миллион (!) кубометров и одинокий, несколько скучающий оператор, до тебя и дойдет, что означает для такого человека, как Никоненко, это расхожее понятие — автоматика. Его мечта — «газопромысел на замке». Это видится так: придут люди, по строят компактный, совершенный промы сел и уйдут, запрут его на «замок». А опера тор, уже не на установке, а на пульте, где- то в обихоженном северном городе будет управлять беспрекословно подчиняющейся ему сложной технической «начинкой». М н о гие вопросы решит этот «тундровый авто мат», а в первую очередь, тот, почему же люди, несмотря на все льготы, не очень спешат на Север. Северянин, из-за льгот и других наклад ных расходов, «стоит» государству втрое- вчетверо дороже своего материкового кол леги. Вот нагрузку этих троих должна взять на себя техника. НиконеНко, худой и стремительный, ве дет меня из равномерно шелестящей ти ш и н ы агрегатных залов на пронизывающий апрельский ветер. — Приглядись,— советует он.— На вто ром уже не увидишь. То, что я рассматриваю, на языке специ алистов называется «узлом входа газа». На огромнейшей эстакаде, в ряд, несколько монументального диаметра труб в полки лометра длиной. На длинных сваях причуд ливо изогнуты шле й ф ы труб меньшего ди аметра, большой серебряный цилиндр — замерный узел. — Запомнил? — интересуется Никонен ко.— Поехали. Дорожка на вторую УКПГ поухабистей. — Плит нет,— поясняет Никоненко.— Но дорога будет. Боря — никоненковский ш о ф е р — па рень ловкий, он умело выкручивает баран ку, и ухабы почти не чувствуешь. Впереди второй промысел — настоящий близнец того, от которого м ы недавно отъехали. Заблудись шофер, вернись к начальному рубежу — так и не заметишь, что до цели не доехал. — Посмотрим-посмотрим, каков близ нец,— обещает Никоненко. О н сразу ведет меня на то место, где я предполагаю уви деть «узел входа газа». Но здесь, вместо монументальных труб, металлических эста кад, шлейфов... ровная, пустая площадка. Чувствуется, что Никоненко доволен про изведенным эффектом. — М ы бы и на первом могли,— с сожа лением произносит он,— да бумажную ма шину раскрутить назад было трудно. А здесь сделали. Это все, брат, практика. Наша северная практика подсказывает. Оказалось, в цехах можно разместить и узлы входа, и замерный узел, не надо ни каких эстакад, шлейфов и разных дефицит ных труб, которые м ы загоняем в землю. Лишних свай тоже не надо. М ы делаем установку компактнее, людям даем возмож. ность работать в тепле, сокращаем массу работ на строительстве, экономим тонны металла, не только черного, но и цветного. И Министерство финансов сэкономленные нами четыре миллиона рублей пустит на другие нужды. Впечатляет?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2