Сибирские огни, 1980, № 7

ТРИ ШКОЛЫ ДЛЯ ДИРЕКТОРА 155 ста — валанжина? Уже сейчас ясно, что кое- что упущено: ведь разработку надо было начинать именно с этого «второго» этажа. Но газ требовался немедленно, а геологи к тому времени еще не смогли защитить запасы по валанжинскому горизонту в Го­ сударственной комиссии, не все было под­ считано. Промашки проектировщиков — проблемы для производственников. Проект редко когда безупречен, и Нико­ ненко привык драться до конца. Он чело­ век ершистый, перед авторитетными под­ писями пасовать разучился. Главный авто­ ритет для него, чтобы на чертежах было все рационально и соразмерно с его, прак­ тика-производственника, возможностями. Жизнь движется вперед, а бумага, как правило,— по инстанциям. Лучше шагать за жизнью. На чертежах они напоминают близнецов, эти два газопромысла, первый и второй, или, как их еще официально и длинно зо- вут — установки комплексной подготовки газа к дальнему транспорту. А в натуре даже несведущий, не специалист заметит разницу. Д о УКПГ-1 проложена бетонка, десять километров от поселка — минутное дело. Установка — сооружение размаши­ стое, что там и говорить — настоящий за­ вод. Только для завода народу маловато. Колонны, шлейфы, трубопроводы, сложные какие-то агрегаты. Ш у м а почти нет, так — шелест. На «капитанском мостике» — пуль­ те управления — всего один человек. Ж е н ­ щина. Свитеров она не вяжет, но и не вид­ но, чтобы очень суетилась. А, наверное, могла бы и вязать: если потребуется ее участие, автоматика не только начнет по­ мигивать красными глазками, но и прон­ зительно затрезвонит. Но автоматика спо­ койна. Конечно, не следует путать работу и на пульте, и на промысле с парковой идилли­ ей, где бабушки предаются воспоминаниям, приглядывая за малышами. В О П С (опера­ тивно-производственной службе установки) полсотни специалистов самых разнообраз­ ных профилей. И если спокойно на пульте, значит, надежно работают не особо замет­ ные в цехах слесари, наладчики, специали­ сты по контрольно-измерительным прибо­ рам, лаборанты, электрики и кочегары. И еще это значит, что вовремя за сменой пришла вахтовка, и вкусно накормили л ю ­ дей, и исправно действуют диспетчерская служба объединения и его снабженцы. И многое, многое другое означает это не­ сколько шокирующее спокойствие, безлю­ дье огромного промысла: ведь только за час эта громадина подает в магистральный трубопровод больше миллиона кубометров подготовленного (значит — кондиционного) газа от стылых сибирских недр на обогрев уральских домен и металлургических ги­ гантов, фабрик Перми и Горького, на энер­ гетическое «сердце» КамАЗа и для домо­ витых московских хозяек. Вот в эти минуты, когда в тебе соединят­ ся, сочтутся этот непредставимый вообра­ жению миллион (!) кубометров и одинокий, несколько скучающий оператор, до тебя и дойдет, что означает для такого человека, как Никоненко, это расхожее понятие — автоматика. Его мечта — «газопромысел на замке». Это видится так: придут люди, по­ строят компактный, совершенный промы­ сел и уйдут, запрут его на «замок». А опера­ тор, уже не на установке, а на пульте, где- то в обихоженном северном городе будет управлять беспрекословно подчиняющейся ему сложной технической «начинкой». М н о ­ гие вопросы решит этот «тундровый авто­ мат», а в первую очередь, тот, почему же люди, несмотря на все льготы, не очень спешат на Север. Северянин, из-за льгот и других наклад­ ных расходов, «стоит» государству втрое- вчетверо дороже своего материкового кол­ леги. Вот нагрузку этих троих должна взять на себя техника. НиконеНко, худой и стремительный, ве­ дет меня из равномерно шелестящей ти­ ш и н ы агрегатных залов на пронизывающий апрельский ветер. — Приглядись,— советует он.— На вто­ ром уже не увидишь. То, что я рассматриваю, на языке специ­ алистов называется «узлом входа газа». На огромнейшей эстакаде, в ряд, несколько монументального диаметра труб в полки­ лометра длиной. На длинных сваях причуд­ ливо изогнуты шле й ф ы труб меньшего ди­ аметра, большой серебряный цилиндр — замерный узел. — Запомнил? — интересуется Никонен­ ко.— Поехали. Дорожка на вторую УКПГ поухабистей. — Плит нет,— поясняет Никоненко.— Но дорога будет. Боря — никоненковский ш о ф е р — па­ рень ловкий, он умело выкручивает баран­ ку, и ухабы почти не чувствуешь. Впереди второй промысел — настоящий близнец того, от которого м ы недавно отъехали. Заблудись шофер, вернись к начальному рубежу — так и не заметишь, что до цели не доехал. — Посмотрим-посмотрим, каков близ­ нец,— обещает Никоненко. О н сразу ведет меня на то место, где я предполагаю уви­ деть «узел входа газа». Но здесь, вместо монументальных труб, металлических эста­ кад, шлейфов... ровная, пустая площадка. Чувствуется, что Никоненко доволен про­ изведенным эффектом. — М ы бы и на первом могли,— с сожа­ лением произносит он,— да бумажную ма­ шину раскрутить назад было трудно. А здесь сделали. Это все, брат, практика. Наша северная практика подсказывает. Оказалось, в цехах можно разместить и узлы входа, и замерный узел, не надо ни­ каких эстакад, шлейфов и разных дефицит­ ных труб, которые м ы загоняем в землю. Лишних свай тоже не надо. М ы делаем установку компактнее, людям даем возмож. ность работать в тепле, сокращаем массу работ на строительстве, экономим тонны металла, не только черного, но и цветного. И Министерство финансов сэкономленные нами четыре миллиона рублей пустит на другие нужды. Впечатляет?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2