Сибирские огни, 1980, № 6
191 стью в небытие. Ибо сам автор придержи вается в своем творчестве принципов до ступности, понятности, народности поэтиче ского языка, следует правилу, оригинально сформулированному А . Твардовским: «Вот стихи, а все понятно, все на русском язы ке...». Добавим: на современном русском литературном язаке... Однако сам нацио нально-исторический дух русской деревни и воплощающий его и поныне язык нации сохраняю тся поэтом бережно и с должным пиэтетом и душевным трепетом ... Первородная крестьянская стихия чувств пронизывает стихи Л. Решетникова о люб ви и нежности к родным и близким, к ж ене: В твоих глазах, глядевших тихо. Глухой тоски не разглядел. («ПонаяНие») Интонационно-логические паузы, возни кающие при акцентной разбивке стиха, не только указывают на его декламационную трактовку самим автором, но и подчерки вают внутреннее, подтекстное содержание вещи в целом — особенно, когда эти пау зы намечаются в финале. Так, в стихотво рении «Письмо брату Валентину», расска зав, как с небес «сорвавшееся тело про шло светящейся иглой, автор заключает: Я думал: спутник падал или Звезда... ...А это был отец. Я люблю тебя так — твою жаркую душу и тело,—' Как крестьянин ту пашню, з которую бросил зерно. («Признание») Ноты пантеистического восприятия и пре клонения очень характерны для поэта в его отношении к любимой женщине: «Ведь она — родня полям и лугу, всем лесам в окрестности — родня» («Приглашение в го сти»). Так же пантеистически осознается и ф акт рождения человека: «Когда свет обо значился в поле, вдруг раздался глухой и таинственный крик, крик любви и страда нья, сиянья и боли,— женский крик, что- возник и за росстанью сник». В это мгно венье «и звезда народилась на полуночной грани». Продрожала «и встала над тенью стрехи», «и за стенкой сеней, оторвавшись от ветки, наземь яблоко пало, укатилось в траву» («На. рождение сына»). С ледует отметить содержательность, идейно-художественную насыщенность сти хотворных форм Л. Решетникова. Так, к примеру, в его поэтических вещах нередко большую эмоционально-смысловую нагруз ку несет акцентная разбивка стиха: И мама, платок поправляя. Взяв шпильки в смеющийся рот. Идет молодая. Живая, Веселая. Рядом идет. («О маме») Точное улавливание внешних движений женщины: естественный подбор эпитетов, ее характеризующих; не только концевая, но и внутренняя рифмовка и вполне опре деленный, явственно слышимый звукоряд; наконец, сам синтаксис и пунктуация ф р а зы — все это делает поэтическую картину зримой и динамичной, а образ героини — запоминающимся. А вот сцена последнего прощания сына с отцом,— здесь немалое эмоционально психологическое значение имеет строфиче ский перенос, когда одна строфа обрывает ся на середине логической конструкции, продолженной уже только в следующей, новой строф е: Прости, что я, с тобой прощаясь, В больничном дворике пустом, Не знал, чтр я прощаюсь — каюсь! — На веки вечные. О том Не думал. За неразберихой Своих передотъездных дел Разнообразие ритмико-интонационных хо . дов и переходов сочетается у поэта с ум е лой и точной рифмовкой стихов. Взять хо тя бы рифмы омонимические (одинаковые по звучанию, но разные по смы слу и зн а. чению). Приведем примеры. Из стихотворения о войне (в книге «Воз вращение»): Только мы одни в землянках Изучали свой устав. Фитили в консервных банках Гасли вдруг, гореть устав. («Признание») Из стихотворения «Колодец» (в книге «Благодарение»): В бадье и в непогодь, и в вёдро Вода ходила тяжело И, опрокинутая в ведра, Лилась прохладно и светло. Надо ли доказывать, что здесь рифмы «работают» на саму мысль, на содержание произведения (непогодь — и вёдро; сухая, жаркая погода — и прохладная вода в вёд рах и т. д.)Т Рифмовка обогащает ассоциа тивный подтекст стихотворения, придает индивидуальную неповторимость лириче скому выражению поэта, его незаемному, самобытному углу зрения на мир... Всей книге «Благодарение» присуща ин тонация дневниково-исповедальная, обна руживающая тяготение поэта к сф ере част ного, индивидуального, обнажающая его пристрастность к герою реальному и кон кретному. Однако общезначимость и мас штабность личных чувств, личного автор ского восприятия мира, жизни, человека придают нередко стиху эпическое звуча ние, необходимую полноту, обобщенность, философичность идейного и эмоциально- психологического осмысления духовного мира лирического героя, делаю т книгу ху дожественно и концептуально единой и цельной... В конце 60-х годов Л. Решетников соз дал цикл стихов «Пушкинские горы», а в 70-х гг.— «Стихи о поэте», посвященные па мяти А. Твардовского и включенные в книгу «Возраст». В одном из разделов этой кни г и — «Лица» — собраны стихи о друзьях и соратниках поэта по литературе — А . Яши не, Вас. Ф едо рове, А . Решетове, М. Л уко нине, Б. Ручьеве, Н. Рыленкове и др. Мно гих из них нет уже в живых. И, отдавая священный долг их памяти, Л. Решетников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2