Сибирские огни, 1980, № 6
188 рого и зачастую сливается с ним, обогаща ется конкретно-локальными реалиями род ного пейзажа и быта, сохраненными памятью с детских и отроческих лет, этно графическими и национальными примета ми и особенностями, вырастающими порой до значительных обобщений, даже симво лов духовной жизни народа. Образ малой родины подается поэтом в основном в лирико-биографическом плане, где большое место отводится прежде все го воспоминаниям о деревенском детстве; и это понятно, ибо, как говорил еще Иосиф Уткин, «художественные корни — нет сом нения — у провинциала родятся в провин ции». Вместе с тем, во многих стихах «Бла годарения» родная вятская земля, малая родина увидена глазами сегодняшнего поэ та и человека и предстает перед нами та кой, какова она есть в наше время, в 70-е годы. Народ, Родина — не абстрактные поня тия. Родина — это (будем судить хотя бы по названиям поэтических циклов, составляю щих книгу) «Земля и дом», «Страда и пес ня», «Лес и поле», «Земля и память». Народ — это (опять приведем названия циклов книги) «Отец и мать», «Братья и сестры», «Жена и дети», это земляки и од носельчане, воспетые поэтом с большой «любовью и нежностью». На первый взгляд, может показаться, что уже самими названиями поэтических цик лов поэт суживает свой взгляд на мир и жизнь, вращается лишь в узком кругу се мейной темы, не выходит за пределы ви димого из окна отцовской избы родного сельского ополья, леса и речки, ведет речь только о трех поколениях одного крестьян ского рода (отец и мать — сыновья — вну ки), превращая поэтическое повествование в чисто семейную хронику. Но-это только на первый и поверхностный взгляд может так показаться. На самом же деле, судьбы близких, родных поэту людей олицетворяют и судьбу Родины, и судьбу всего народа на определенном историческом отрезке вре мени, а чувство неотъемлемой принадлеж ности к народу составляет основу миро ощущения самого автора книги. Об естест венности этого чувства, о высокой кровной несвободе от него лирического Героя хо рошо сказано в стихотворении «Главные слова»: Есть слова и есть понятья, Смысла высшего полны. В их забвенье иль изъятье Мы с рожденья не вольны. Есть слова — «любовь» и «слава», «Жизнь» и «право»,, «долг» и «честь». Но ничуть не ниже, право. Этих слов — другие есть. Те слова, как говорится, Мы несем из рода в род: «Рожь», «рожденье», «роженица», «Родич», «родина», «народ». Герои Л. Решетникова, прежде всего — отец и мать, братья и сестры, другие их односельчане,— не какие-то пейзане, а «крестьяне рядовые в несчетном покъле- нии крестьян», знающие, почем фунт хлеба и фунт лиха. Приписанные отроду к недоле И грамоты не знавшие притом, Они пахали бросовое поле, Лежащее меж речкой и леском. И горевали. И детей рожали. И, с деревенским временем в ладу, Косили луг и жали рожь. Но жали На поле том не в каждую страду. («Отец и мать») В постоянных экскурсах в прошлое, исто рически не столь уж и отдаленное от нас, подчеркивается драматизм крестьянской жизни и — вместе с тем — искони свойст венная сельскому труженику душевная доб рота и щедрость, готовность всегда прийти на помощь — и не только ближнему своему. Прославляя «руку,, дарующую хлеб» (тако во и название стихотворения), поэт пишет: Ты знала радость и беду И, побелевшая от пота, Порой сжимала лебеду В горсти своей после работы. И все ж — бывали времена,— Не отстраняясь от кормила, Ты, пусть сама измождена. Не только свой народ кормила. В этом, как и в предыдущем, стихотворе нии весьма показателен поэтический прием рефрена, вообще характерный для Л. Ре шетникова. Начальная строф а — Рука, дарующая хлеб. Длань, поднимающая ниву,— Да видят все, кто не ослеп: Ты по-особому красива! — почти слово в слово, но все же с опреде ленными нюансами, повторяется в кульми национной концовке стихотворения, способ ствуя нагнетанию лирико-дрЙматического пафоса. Вот почему, кто не ослеп, Душой и зреньем видит ясно: Рука, дарующая хлеб. Ты, словно жизнь и хлеб. Прекрасна! Поэтика, стилистика всегда работают у Л. Решетникова на «чувствуемую мысль» (Маяковский), на художественный образ стихотворения, высвечивая его идею, не редко выраженную афористически-лаконич. но и просто: «Нелегка на земле работа, да прожить без нее нельзя!» Работа — мерило нравственной ценности человека, она — «с тобой, всегда тебе вер на. Она, как влага из колодца, не убывает — нету дна»; «она как мост над рвом реву щим между прошедшим и грядущим, всем в мире сущим и тобой» («Работа»), Широкая цепь лирико-бйографических ассоциаций, сопрягающих современный взгляд поэта с ретроспекцией и историче ской перспективой («Память — не воспоми нанье, не укрытье, вместе с тем, от горя чего дыханья наших дней и наших тем»; «Кто не помнит былого, тот к грядущему слеп»); гибкость интонаций — от повество вательно-разговорной и интимно-лириче ской до элегически-скорбной Ь возвышен’ но-патетической,— все это обогащает изнут ри тему Родины, большой и малой, касаясь при этом, безусловно, и всего художест венного строя, поэтики стихе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2