Сибирские огни, 1980, № 6

187 жизни сегодняшней Сибири отрадные пере­ мены. Можно предположить, что в стихот­ ворении под названием «В Новосибирском академ городке» непременно будут и «ла­ дони крыш», вознесенные «к высотам ми­ роздания», и телескопы, «как глаз циклопа», взирающие на Марс, ц «счетные устройст­ ва, как мыслящие существа». Но сколь бы ни живописны были такие картины, вряд ли бы мы по достоинству оценили и прогресс науки, и всю мощную и величественную кра­ соту города науки под Новосибирском, ес­ ли б поэт не сумел подать и рельефно от­ тенить все это в неожиданном, но жизнен­ но достоверном художественном ракурсе: И все ж е полночью осенней. Когда весь город тих и пуст, Среди кустов мелькают тени И слышен сучьев громкий хруст. С ветвей росы сбивая проседь И лист хватая языком, Идут по старым тропам лоси, Как тыщи лет, за вожаком. Но вдруг — шоссе, крылечко дома, Почтовый ящ ик для газет И свет от лампы, незнакомо Стекающий в копытный след. И вот они, в пару дыханья. Стоят, скосив свой влажный глаз, И долго смотрят в окна зданья, Где спят биологи сейчас. Вот отличный сюжет для картины живо­ писца! Живые символы дремучей тайги, вечной природы — перед «ликом» циви­ лизации и прогресса, встреча веков, время, спрессованное в единый миг. Не буду говорить о точно увиденных, резких, красочных деталях («и свет от лам­ пы, незнакомо стекающий в копытный след...»); хочется отметить лишь тонкие пе­ реливы поэтической интонации. Сначала довольно нейтральной — В таежный вписанный массив. Как в раму вставленный набросок, Он не закончен и небросок, Но по-особому красив. Затем — торжественной: Там, как аквариумы, зданья — И свет и тень сквозь них видны — И вдаль, к высотам мирозданья, Ладони крыш вознесены. И, наконец, со строк: «И все же полночью осенней, когда весь город тих и пуст...» загадочной,, таинственной, блоковской... В хрестоматийно-известном стихотворе­ нии «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­ щины...» К, Симонов писал: Ты знаешь, наверное, все-таки родина — Не дом городской, где я п раздн и чн о^^ А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Если даже к Симонову, человеку от рож ­ дения городскому, пришло в годы войны новое осознание Родины, то для Л. Решет­ никова, сына крестьянского, от природы деревенского, такое жизнеощущение было естественным и привычным с рождения. К. Симонов, открыв для себя новый об­ раз Родины, связывает его с традиционно­ русским пейзажем трех березок. Л. Решет­ ников в «Предисловии» к сборнику стихов «Благодарение» (1975) также упоминает не­ пременные атрибуты, приметы родного пейзажа: Зачем, подвластный неясным силам, Стремлюсь я снова туда, где рос, К родным березам, с рожденья милым, К родным могилам у тех берез? Это, разум еется, не повторение симонов­ ских строк. Это идет от устной русской на­ родно-поэтической стихии и от русской классической литературной традиции X IX века, питающих и всю «корневую систему» лирики Л. Решетникова. Чувство святой и неизбывной любви к родной зем ле, к ма­ лой родине выражено в стихах «Благодаре­ ния» с большой эмоционально-художест­ венной силой и напряженностью , в «Преди­ словии» же поэт раскрывает побудительные мотивы своего обращения к конкретным национально-патриотическим истокам и корням: Лечу туда я. подобно птице, Сквозь мрак и холод, сквозь свет и зной, Не вдохновиться, а поклониться Земле отцовской, земле родной. При свете позднего озаренья. Насквозь пронзившего небосклон, Сказать ей слово благодаренья, Принесть сыновний земной поклон. Эти строки примечательны уже самим признанием поэта, что не какие-то литера­ турные заботы и надежды влекут его к родным пенатам, а просто-напросто (но так ли уж просто?) естественное чувство неиз­ менной любви к отчему краю , верности земле своих предков и своего детства. Но это-то святое чувство не мож ет, конечно, не одарить настоящего поэта и истинным творческим вдохновением. Свидетельство тому — книга стихов «Благодарение». После присуждения Государственной пре­ мии РС Ф С Р им. А . М. Горького Л. Решетни­ ков говорил в одном из интервью : «Слово «благодарение», ставшее названием кни­ ги,— этЬ не только благодарность прямым адресатам стихов, это — благодарение всей жизни, признание счастья жить на свете, на нашей родной зем ле, признание в любви и преданности землякам-труженикам — всем, кто живет на земле и живет землею », («Советская Сибирь», 22 декабря 1979 г.). В «Послесловии» к сборнику «Благодаре­ ние» поэт отмечал, что он спел «песню об отчем, лучшем в мире краю»— Не затем, что не знаю, •« Как страна широка, А затем, что родная Сторона мне близка. А в том же интервью цитировал свои стро­ ки, раскрывающие идейно-тематический за­ мысел и суть книги: Весь Союз мне — родимый. Но начало судьбы — От отцовского дыма. От отцовской избы... Поэтический образ большой нашей Роди­ ны органично взаимосвязан в стихах Л. Ре­ шетникова с образом малой родины лири­ ческого героя. Можно даже сказать, что первый образ как бы «выливается» из вто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2