Сибирские огни, 1980, № 6
186 Если вначале человек лишь зрит и, можно сказать, любуется, восхищается закатным «морем красного огня», то в конце уже сама природа словно предупреждает че ловека, предостерегает его от возможных необдуманных или поспешных действий или решений... В несколько ином лирико-философском ключе написано стихотворение «Поющий айсберг». «Мало чем по сути» отличающийся от других, подобных ему, айсберг этот был, однако, разделен «трещиной провала» и на поминал «вилку камертона». И как раз это- то обстоятельство дает автору возможность перевести лирический «сюжет» в план (ес ли можно так выразиться) военно-драмати ческий, богатый подтекстом, открывающий простор для разных ассоциаций и паралле лей: И лишь, незримый глазу, Вдали рождался шквал. Как этот айсберг сразу Тревожно оживал. Как бы дремавшей буре Давая знак и тон, Он в бубен бил из шкуры И дул сквозь трубы он. И в воздухе морозном, Как боевой сигнал. Пророчески и грозно Тот трубный глас звучал. Одушевленная, более того — одухотво ренная, природа преподает человеку про стые, но мудрые «уроки неизменной, не преходящей красоты», и поэт не устает на поминать: Прогулка в лес — не попиранье Травы, не просто хвойный душ, Битье баклуш. Но — воспитанье, Пока не поздно, наших душ. («Прогулка в лес») В общении с природой видит поэт одно из главных средств нравственного очище ния человека, освобождения его духа от всего суетного, наносного, порочного. Про светление, чистота ноябрьского леса оказывают на лирического героя столь целительное действие, что ему невольно хо чется, «наломав на веник в рощице, душу малость подмести» («Еще признание»). Как видим, старые «натурфилософские» мотивы приобретают здесь новую окраску, и это совершенно в духе нашего времени, очень обеспокоенного жгучими, злободнев ными экологическими проблемами. Поэто му пейзажная лирика Л. Решетникова начи сто лишена какой бы то ни было умиротво ренности или идилличности. Покоряем явь и сказку. Но На пути природопокоренья Иногда, чтоб вырастить зерно, Рвем колосьев будущих коренья. («Размышление») В стихотворении с характерным названи ем «Тревога», говоря о «ненарушимой свя зи планет и звезд» в мироздании, где, «как искорка, светясь, крутясь как бы в насыщен ном растворе», летит и наша Земля, на ко торой тоже все взаимосвязано — «к звену звено», автор вдруг вопрошает: «Так поче му ж упорно и давно, как недруга, приро ду мы штурмуем?» Перед лицом реальной беды мы «не ложную уже трубим тревогу». А между тем распаханная степь. Покрытая эрозии коростой. Уже лежит, как порванная цепь, И снова эту цепь связать не просто. Картина, возникающая перед нами, хоть, разумеется, и не апокалипсическая, но, во всяком случае, заставляющая очень и очень серьезно задуматься... Тем более, что за нею поэту прогреваются и весьма сущ ест венные изъяны духовного порядка: Такую Землю брось или паши — Она мертва. Уж лучше бы дичала... Остановись, эрозия души — Иных эрозий грозное начало! Стихи-предупреждения, наполненные вы сокой гуманистической тревогой и бо лью за праматерь человеческого рода, в творчестве Л. Решетникова органично соче таются со стихами, в которых поэтически ярко, эмоционально-психологически трепет но и глубоко выражена «подвластность д у ши» человеческой «властной красоте» при роды, ещ е, к счастью, «не покоренной», живой и благотворной. Много таких стихов в одной из последних книг поэта — «Воз раст» («Вятская сторона», «Ранняя зима в Ю рт-Акбалыке», «Дорога на Холмогоры», «Деревня Верхняя Нарыга», «Северный пей заж», «Закат в горах», «Высокогорный пей заж», «Вечерняя сосна» и др.). В критических статьях и рецензиях давно уже стало «общим» местом толковать о том, что вот-’де поэт вроде бы говорит об обычных, будничных, житейских вещах, но за ними-то, мол, мы и прозреваем нечто не обыкновенное и возвышенное в жизни и лю дях. Нельзя сказать, что Л. Решетников сов сем не пользуется этой апробированной «методой» полуодического стихописания, но он, к счастью, умеет вовремя почувство вать ту трудноуловимую грань, за которой «возведение обычного в необыкновенное» становится литературным штампом. Так, к примеру, когда поэт пишет свое «Похвальное слово вертолету», то отлично понимает: не то что вертолетами, но и мощ ными реактивными лайнерами, и даже кос мическими кораблями нынешнего сибиря ка не поразишь. И потому для мужиков с буровой, собирающихся лететь в субботу домой в баню, вертолет — явление обыч ное и, прежде всего, удобное и единствен ное («разлились вокруг болота») средство передвижения: Едем просто и устало, Будто с поля мужики, На своей телеге свычной, Сквозь гречиху и овсы, На какой плелись обычно Наши деды и отцы... Современные сибирские мотивы, зримые черты преобразования и обновления огром ного и богатейшего края страны проявля ются в стихах Л. Решетникова не только в поэтичных описаниях великих строек и в приметах времени. Автор ищет свой поэти ческий угол зрения на происходящие в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2