Сибирские огни, 1980, № 6
184 ВИТАЛИЙ КОРЖЕВ жизни человека— моего земляка и совре менника, в мир окружающей его природы». Этот свой замысел Л. Решетников сумел воплотить в книгах «Голубые пристани» (1966) и «Поющий айсберг» (1969), а также в книгах 70-х годов (кроме названных уже) — «Середина лета» (1974), «Осенний звездопад» (1975), «Благодарение» (1975), «Возраст» (1978). В сборниках стихов с та кими подчеркнуто не «батальными» назва ниями действуют и герои, далекие, каза лось бы, от ратных дел. Это видно уже по заголовкам стихов и из посвящений, кото рые довольно точно дают нам знать, о чем и о каких людях пойдет здесь речь. Так, стихотворение «Хлеб», к примеру, посвя щено рабочим совхоза «Первомайский» Но восибирской области, стихотворение «О зе ро Калмадай» — рыбакам Ханты-Мансий ского рыбокомбината и т. д. Однако вот что любопытно: читаешь эти стихи Л. Решетникова, замечаешь, что и те мы, и образы их существенно отличаются от тем и образов предыдущих его стихов, а перед тобой упорно стоит все тот же са мый российский солдат, с . которым поэт прошел весь многотрудный путь войны, вчерашний солдат, занятый мирным тру дом. Вспомним стихотворение «В конце вой ны» (1959). «Сраженный сном лежал стрелковый полк, на два часа от мира отрешенный»,— этими словами, собственно, определена вся ситуация из воинского быта, положенная в основу стихотворения. Как будто в бездну провалился он. И только гвозди, слева или справа, Сияли с каблуков со всех сторон. Как звезды, ливнем канувшие в травы. Полуденный вокруг струился зной. Вдали басила пушка безголосо. И в воздухе, настоянном сосной, Как пули у виска, жужжали осы. В открывшейся острому художническому глазу картине «сраженного сном» полка вдруг заиграли такие резкие и густые по этические краски, штрихи, детали, что мы не без основания услышали в стихах гимн мужеству русского солдата, апофеоз нелег кого повседневного воинского труда и по двига. Там спят солдаты, сдавшиеся сну. Видны в траве, за чуть заметным следом, Их ноги, уходившие войну. Ладони рук, сработавших победу. В стихотворении что ни строфа — то об раз большой силы обобщения и вырази тельности, а многие конкретные детали сами по себе являются яркими поэтически ми находками. Одна из них меня когда-то особенно поразила; к сожалению, при пе реизданиях (непостижимы «эстетические» вкусы иных редактирующих!) деталь эта из стихотворения исчезла. Пыль до колен, как латы, на ногах. Темнеют лица, словно из металла, И руки, полускрытые в цветах. По сторонам разметаны устало. На коже их — окалина и чад. И. вечными мозолями покрыты, Они привычно на стволах лежат. Тяжелые, нак конские копыта. «Тяжелые, как конские копыта»... Конеч но, это не «изысканно». Но мы видим эти руки-«копыта» — с вечными мозолями, в окалине, насквозь, кажется, пропитавшиеся машинным маслом, бензином, смазкой и прочими «атрибутами» рабочего труда,— руки, привыкшие держать молот, плуг, руль... Руки человека мирного труда — ру ки, «сработавшие победу»... Так кто же герой этого стихотворения — воин, солдат или' оратай, молотобоец? И то, и другое, а вернее — это человек, которым всегда, в дни мира и в дни войны, жива была земля наша. Вот этот-то человек и пришел в книги Л. Решетникова во второй половине 60-х и в 70-е годы как главный их герой. Неуз наваемо изменился мир, в котором он те перь действует, изменился и он сам, по знавший истинную цену добру и злу, чело вечности и варварству, умудренный новым жизненным опытом, возмужавший и, увы, постаревший )— от этого никуда не деть ся — на целых два, а далее и три десятка лет. И получается: тематика, скажем, «Голу бых пристаней» и «Поющего айсберга» — новая, а герой-то — наш старый добрый знакомый. Поэт проявляет завидное посто янство в любви и верности своему герою ... Л. Решетников много ездит по стране, справедливо полагая, что лишь «на ветру неистовом всех дорог начало». Суровый Таймыр и «черная вода» Енисея, нефте носные болота Васюганья и «голубые при стани» в низовьях Оби, Карское побере жье, далекий поселок Кут-Вар и многие другие, столь же отдаленные города и ве си Сибири и Крайнего Севера стали веха ми нынешних маршрутов поэта, движимо го жаждой живого общения с людьми труда. Продираюсь яростно К ним. содрав колени. Сквозь раздумий ярусы И леса сомнений. Сквозь рассветы льдистые, На колесах века, К сердцевине йстины — К сердцу человека. * Разные люди встречаются на пути пыт ливого путешественника. С одними поэт выясняет вес привычного понятья «на сущный хлеб»; с другими — не прочь по толковать «про зарплату да получку, про жену, да про детей, да про тещу-закорюч- ку»; с третьими он обсуждает 'назревшие проблемы дел писательских; четвертым бросает в лицо слова — злые и гневные, уп рекая в безверии и малодушии... Послед них, впрочем, не так уж много, и чаще автор откровенно любуется своими геро ями. Чем-то былинно-богатырским веет от фигур пятерых рыбаков с озера Калмадай: «Подбиты у них железками пудовые каб луки, под выцветшими зюйдвестками — надбровья и желваки. Глаза на зорю при щурены — глубь неба и глубь воды. И трубки торчат, прокурены, из зарослей бороды. Вот сели на весла — нуте-ка! — и весла, срывая бель, сгибаются, словно прутики, волной возмущая мель».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2