Сибирские огни, 1980, № 6
РОДИНА И ДОЛГ 183 ...женам не до сна. Лежат они. гадая О том. учебная ль о н а . Иль вправду боевая. И как муж ья— вернутся ль в час Положенный восхода Или — как то уж было раз — Через четыре года? Ушедший в отставку подполковник, от давший военной службе лучшие годы сво ей жизни, Л. Решетников сроднился с на шей армией кровно и пожизненно. И по тому-то сегодня на вечерней поверке он идет вдоль полкового строя не как «гость, свалившийся с луны». В тиши, вечернею порой. Иду вдоль строя не героем, Но поверяющим тот строй И поверяемый тем строем. («Вечерняя поверка») Два важнейших жизненных фактора по влияли на становление Л. Решетникова как поэта и определили характер его лириче ского героя. Фактор социальный — кресть янское происхождение. И фактор истори ческий — Великая Отечественная война. Орала. И мечи. «Поле боя» (1972) и «Поле жатвы» (1976), «Поверка» (1978) и «Отчий дом» (1972) — уже по самим названиям книг можно су дить о двуединой идейно-тематической сущности творчества Л. Решетникова, о всей его поэтической работе, которая, по свиде тельству писателя, «как бы одновременно шла по двум главным направлениям, скла дываясь', выливаясь в две песни — песню о родном, отчем доме и песню о долге пе ред этим домом, перед родиной, в частно сти; о воинском долге». ’ Деревенские, крестьянские корни родо словной лирического героя просматрива ются в стихах с совершенной очевидностью. И потому, конечно же, далеко не случайны часто повторяющиеся в творчестве Л. Ре шетникова образы пашни, жнива, исконной крестьянской работы, по которой тодкует сердце человека, вьжуждвнного расстаться с оралом и взявшегося за меч. От крови просолевшая земля Покрылась пепелищами пожаров. Снарядами распаханы поля. Телеги со снопами не пылят На большаках изъезженных и старых. Лишь гром пальбы с зари и до зари. Да лес руками сломанными машет. Земля в тоске по семенам горит И ждет, когда же встанут плугари И поле это плугом перепашут... («Земля», 1942 г.) Таков жестокий «пейзаж войны», и нари совать его мог только человек от земли, землепашец, хлебороб. Совмещая и — нередко — сталкивая в сти хе явления противоположных жизненных рядов, играя на контрастах далеко отстоя щих друг от друга предметов, Л. Решетни ков стремится драматизировать поэтиче ское чувство, обострить мысль,— и добива ется немалого эффекта художественной выразительности: Пройдя на ощупь по речному дну Сквозь толщу вод, как сквозь стеклянный купол. Танк, словно буйвол, прободал волну И берег сталью гусениц нащупал. («На переправе») Так естественно сочетаются в поэтике Л. Решетникова стихия войны и крестьян ское первородство, мечи и орала... Символично звучит в этом отношении са мо название одного из стихотворений Л. Ре шетникова — «О солдате-кузнеце». Броня и скорость стали нашим бытом. Вдыхаем не озон — газойля дым. И вдруг пахнуло чем-то позабытым, Таким далеким, сызмала родным. А и всего-то: Будто в сельской кузне Вдруг молоток с приплясом застучал. Меж двух берез стоял конек, как узник. Стоял, скучал. Солдат его ковал. Необычность, исключительность такой картины в современном армейском быту несомненны: уж слишком разителен и как- то неестествен контраст между мощными, закованными в броню танками, заполонив шими рощу, и — «тем самым, что прошел в ушко иголки в известной сказке давней, скакунком». Вместе с тем, контраст этот по-своему забавен, даже комичен, что'и передает поэт со свойственным его герою добродушным юморком, С этакой хитренькой мужицкой ухмылочкой: Ноги у скакунка того четыре. Два уха. Хвост. Чем, стало быть, не конь? И вот солдат, с коньком в ладу и мире. Берет его копыто на ладонь. Весенний день. То — солнышко, то — тени. А парень, что сапожник свой сапог, Ворочает копыто на колене И так и сяк,— аж лоб под чубом взмок. Опять-таки деревенские, крестьянские истоки этого «редкого уменья» солдата- кузнеца не вызывают сомнений, и поэт прямо говорит об этом, но теперь для него важнее выяснить роль и значение «кузнеч ного святого мастерства» в ратных делах и в военной истории нашей страны — в сечах и походах еапорожских казаков, конников Богдана, «буденовцев под грозною Кастор кой, беловцев под разгневанной Москвой»... Исторический экскурс в глубь минувших десятилетий и веков необходим поэту, что бы еще и еще раз не только подчеркнуть преемственность наших воинских традиций, но и показать их нерасторжимую связь с традициями трудовыми: да, духовными и материальными богатствами, накопленными мирным трудом, наш народ, коль надо, умеет воспользоваться и на поле брани!.. С первых же своих стихов, с первых книжек заявив себя певцом военной, армейской темы, Л. Решетников с течением времени все острее начинает ощущать некото рую тематическую узость своей поэтиче ской работы. Уже в книгах «Земное притя- женье» и «На дальних рубежах», опублико ванных в 1963 году, заметно стремление поэта расширить горизонты своего худож е ственного мира за счет освоения общече ловеческих и так называемых «вечных» тем поэзии, выйти, как говорил сам поэт, «за рамки привычного круга военной и армей ской тематики и войти в мир повседневной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2