Сибирские огни, 1980, № 6

182 ВИТАЛИИ КОРЖЕВ Молодым нашим современникам, осо­ бенно — солдатам, проходящим сейчас трудную армейскую школу и «науку по­ беждать», необходим суровый жизненный и боевой опыт «убеленных ветеранов», по мнению поэта, прежде всего потому, что теперь — За все в ответе, Встав на линию огня, Службы трудной не кляня, Будут жить ребята эти — Продолжение меня. («Молодым солдатам») В большом цикле стихов «Полк» поэт рассказывает о посещении им стрелковой части на берегу Амура, где он начинал (еще до Великой Отечественной) свою ар­ мейскую службу. Время, прошедшее с той поры, не обозначено автором точным, «ка­ лендарным» летоисчислением, а выражено точным поэтическим образом: «Стали тол­ ще обхвата те лозинки-ростки, что сажали когда-то мы на эти пески». «Все тут так же, как раньше бывало»,-— такой строкой (давшей название и всему стихотворению) начинает поэт рассказ о своих впечатлениях от посещения родного полка и в конце почти повторяет эту строч­ ку, но рефрен получает новое интонацион­ но-смысловое наполнение: Все тут так же. И все не похоже. Мощь иная и почерк иной: Кроме К боку прижатого ложа, Есть ракеты еще за спиной. В стихотворении «Молодым солдатам» мысль о небывалой прежде мощи Совет­ ской Армии, о ' связи и преемственности ратных традиций нашего народа подчерк­ нута еще многозначительнее и поэтически более эффективно. Обратим внимание на выразительную фонетическую и смысловую глагольную рифмовку и своеобразную сти­ листическую фигуру преуменьшения — ли­ то т у— в строфе: Пусть не все они (солдаты-первогодки.— В. К.) умеют, Что уметь должны бойцы, а зато они имеют уть побольше, чем отцы. Поэту иногда кажется: «Стали выше сол­ даты, стали будто стройней нас, в далекие даты, тоже ладных парней». Такое постоянное сравнение того, что было в годы армейской службы героя, с тем, что есть сейчас, этот мотив сопостав­ ления и противопоставления, схожести и не­ похожести воинского труда и быта — ос­ новной двигатель лирического сюжета в цикле, объединяющий разные стихи в еди­ ное поэтическое повествование. И в бессонную ночь в казарме, когда ге­ рой поэта грустит и, зажигая спички, «вдоль по стенке, по привычке» ищет однокашни­ ков своих, а видит спящих солдат, что «ле­ жат, бритоголовы, с жидким пухом на губе, первогодки, право слово — сыновья мне, хоть готовы к трудной воинстзй счдьбе»,— в эти-то мгновения и приходит к нему яс­ ное осознание поступательного движения большого Времени, нерасторжимо связу­ ющего поколения отцов и детей в их стремлении к единой цели. Да здравствует в небо летящий Гвардейского знамени шелк И наш, на границе стоящий. Страну охраняющий полк! Одна из важных и привлекательнейших черт стихов книги «Поверка» как раз и со­ стоит в том, что автор нигде не впадает в менторский тон, не морализирует: дескать, а вот мы когда-то... Нет, он просто обо всем судит с позиций своего нелегкого воин­ ского, гражданского, нравственного опыта, передавая его, как эстаф ету, солдату- современнику. Даж е чисто отцовские инто­ нации, столь уместные бы здесь, очень ред­ ко прорываются в стихи, чаще всего окра­ шенные элегичностью воспоминаний. Так, например, герой признается, что «взгруст­ нул не без причины нынче, сникнув голо­ вой», когда зашел в полковую столовую : “ Другая смена» — другое поколение... И еще одной характерной особенностью отмечены стихи Л. Решетникова о солдате- современнике: поэт не только пишет о том, без чего армия немыслима, не только о боевых учениях, маршах, стрельбах и т. д. (стихи «Пехота на марше», «Огневой на­ лет», «На тактике», «На рубеже огня» и др.), но и проявляет повышенный интерес к бы­ товому укладу воинской жизни, к «хозяй­ ству» нашей армии («Перед подъемом», «Утренняя приборка», «В непогодь», «В пол­ ковой пекарне», «Солдатский футбол», «Раздумье» и т. д.). Не может поэт остаться равнодушным и к жизни и судьбе тех, кто ж дет,— жен и подруг, матерей и отцов, детей и сестер воинов, прежде всего — кадровых армей­ ских офицеров. Эту тему поднимает Л. Решетников в сти­ хотворении «О ночной тревоге в офицер­ ском городке». Солдатам и офицерам («Бегут — там снег или вода — майоры и старшины. И ни при чем тут ни года, ни первые седины...») ноч­ ная тревога привычна. А трудно — юным ли, седым — Подругам по бессрочной Их службе. Ах, как им одним Не сладко в час полночны?! За вспыхнувшими после сигнала ночной трезоги окнами, горящими «до света ран­ него»,— Тридцать лет тому, не мене, Трижды в день, хваля удел, После маршей иль учений Я с дружками тут сидел. Десять чубчиков подбритьйс — Разных лиц, имен, судьбин... Девять Кануло, убитых. Я — живой, из всех — один. Не теки, слеза, изменно Вдоль щеки, не выдай нас. Жизнь идет. Другая смена За столом сидит сейчас. («В полковой столовой»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2