Сибирские огни, 1980, № 6
178 ВИТАЛИИ КОРЖЕВ Вот типичное дЛя молодого поэта военной поры стихотворение «Декабрь под Моск вой». Л. Решетников пишет: Мы шли по разбомбленной автостраде От Дорохова На восток К Москве, Остатки нашей танковой засады — Два танка уцелевших, в голове, И два десятка пехотинцев сзади. Поэтическая первая строфа суховата, ин формационна, но в контексте стихотворе ния она совершенно необходима: соотне сенная с последующими строфами, она уже образует цельный художественный образ. А от Москвы На запад Шли и шли Солдаты в полушубках, в рукавицах, Спокойны и чуть-чуть широколицы. И лыжный след их пропадал вдали. Психологически важна здесь не только противоположность направлений движения (отступающих — на восток, наступающих — на запад),— важно качественное и количе ственное противопоставление этих движе ний: на восток «шли... остатки... танковой засады» (разве это сила?), «А от Москвы на запад шли и шли (существенное повторение слов!) солдаты... спокойны и чуть-чуть ши роколицы...» (а это уже сила, это двинулась на запад вся «широколицая» Русь). Лишь скрип ремней да лыж в морозном мире... А я тогда и не подозревал, Что это час победы вызревал: Все шли и шли солдаты из Сибири... Надо сказать, что вера в конечную нашу победу (а стихотворение написано в 1941 году) выражена в цитировавшихся строфах с достаточной публицистической убедитель ностью. Однако тут явственно сказываются и некоторая заданность, и схематизм раз вития авторской мысли. Но в этом же стихотворении есть еще одна строфа, и вот она-то ясно показывает и сильные, и слабые стороны стихов моло дого Л. Решетникова. Сразу после первой строфы (об отступающих солдатах) « идут строки, в которых прорывается мощное и подлинное поэтическое чувство: И колыхалось в черноте ночной Ночных пожарищ зарево над нами. И груз вины качался за плечами, И грозный враг катился за спиной. Первые стихи Л. Решетникова о войне были замечены в Москве и на фронте. Ли тературовед, профессор Л. И. Тимофеев, член редколлегии журнала «Знамя», при нял для публикации шесть стихотворений («Дневник войны»). «Комсомольская правда» и «Огонек» также печатают в 1942 году сти хи молодого поэта. Несколько стихотворе ний Л. Решетникова для «Красноармейской правды» и для сборника «Фронтовые сти хи» отобрал Алексей Сурков. Более того, этот крупный советский поэт, выступая в июне 1942 года на собрании московских литераторов с докладом «Стихи в строю», поставил имя Л. Решетникова рядом с име нами всесоюзно известных наших писате лей. Он сказал: «Поэзия (начала войны.— В. К.) стала самым мобильным, самым ак тивным, самым лобовым видом литературы в эти 11 месяцев... Особенно остро чувст вуешь теперь набухание поэзии соками жизни и яркостью образов, создаваемых поэтами, и возмужание голосов поэтов, ко торые в одинаковой мере подтверждают и 46-летний заслуженный советский поэт Ни колай Тихонов, и совсем молодой 27-летний Константин Симонов, и талантливый, 21 го да, никогда, нигде не печатавшийся красно армеец-сапер Леонид Решетников» (А . С ур ков. Собр. соч. в 4-х томах. М ., «Худ. лите ратура», 1966, т. 4, стр. 185— 186). Чем же решетниковские стихи военных лет привлекали внимание и читателей, и опытных литераторов? Ответ на этот вопрос дает сам поэт (в упоминавшемся уже предисловии к сбор нику Г. Суворова): «...наши первые, доволь но корявые стихи имели то общее, родня щее их свойство, что были не столько про дуктом наших поэтических поисков, сколь ко исповедью перед боем...». А исповедь — на то и исповедь, чтобы исключалась самая малейшая фальшь в д у шевных излияниях и помыслах. К такого ро да стихам-исповедям можно отнести, к при меру, «Перед атакой» (1943). Сначала автор рисует картину предгро зовой, напряженной, «как тетива», тишины: лишь где-то, как далекие раскаты грома, слышны орудийные выстрелы да видно, как «за рокадой, вдоль ничьей дороги, пы лают, словно свечи, хутора». Вдруг эту не прочную, сторожкую тишину нарушает не истово пьянящее, заливистое пенье соло вья... И тут-то поэт находит художественно зримый, психологически правдивый и вол нующий образ: И в этот час, за полчаса до боя, В рассветный этот час я увидал, Как, к солнцу повернувшись головою, Товарищ землю ж арко целовал... Поэтическое обобщение, естественно вы текающ ее из предыдущих строк, несет чи тателю важную мысль о накале, обострении патриотических чувств советского человека в тяжкие дни войны: Земля моя! Ты нас, к ак мать, качала. Вела вперед, заботясь и любя. Но лишь в годину горя и печали Мы поняли, что нет нас без тебя. Стихи Л. Решетникова военных лет, явля ясь поэтическими документами времени, подкупают своей простотой и задушевно стью, непритязательностью и искренностью. Их патриотический, гражданский пафос вы плескивается прямо и открыто, но без ри торического надрыва и крикливости, а при частность автора к подвигам и суровому быту войны делает поэтические строки до стоверными, выстраданными. Справедливо сти ради надо сказать, что молодой поэт не всегда и не во всем был еще самостоя телен: литературные авторитеты и образцы иногда подавляли растущ ее дарование, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2