Сибирские огни, 1980, № 6
КОГДА ПУШКИ РАЗГОВАРИВАЮТ... 155 О том, какой я увидел Москву в эти суровые декабрьские дни, какое неизглади мое впечатление произвела на меня встреча с нею — а я до этого в Москве не бывал, — не стану говорить сейчас: это — сюжет для особого рассказа. Скажу лишь, что, обежав с пяток из немногих работавших в те дни в разных кон цах Москвы книжных магазинов и две-три букинистические лавки, я отобрал то, что считал необходимым и интересным, и занялся поисками «Красноармейской правды». Д е ло 'в том, что еще в августе и сентябре, находясь в Горьком, на госпитальном излече нии после ранения под Ельней, я написал около двух десятков стихотворений о войне и теперь горел желанием показать их знающему человеку, лучше всего — поэту. О д ним из таких представлялся мне Алексей Сурков, который, как я понял по некоторым номерам «Красноармейской правды», в последнее время сотрудничал как раз в этой газете. Увидеться с Сурковым мне хотелось тем более, что с его стихами я был знаком еще до войны и тогда уже они импонировали мне. Это особенно относилось к его книге, привезенной из Финляндии, многие стихи которой, на мой взгляд, были отмече ны,, кроме всего прочего, печатью достоверности, что для меня являлось, да и сейчас является, одним из главнейших признаков истинности литературы. Такие стихи, как «Шелестит за окном молодая листва», «Лица в ожогах мороза бессонницей долгой измяты», «Звенит под лыжами стеклянный наст», «Мандолина вы водит тоненько-тоненько», «Тела друзей разметаны во сне», я читал и перечитывал не раз во время дневальств по батарее, которая находилась тогда, перед войной, на Дальнем Востоке. Помнил я и другие его стихи, написанные еще до войны в Финляндии, особенно такие, как Покой и мир не на век нам Историей даны. Еще касаться стременам Ковыльной седины... Великая война, разразившаяся вскоре после появления этих стихов и призвавшая всех нас под ружье, как бы подтвердила прозорливость поэта, еще более укрепив его значимость в моем сознании... И вот я на пороге редакции «Красноармейской правды», разместившейся в по мещении «Гудка»: так близко от Москвы находился тогда фронт! Вхожу в небольшую комнатку и, увидев перед собою невысокого чернявого человека в командирской фор ме, со шпалой в петлицах, докладываю, кто я и что мне нужно. Старший политрук Ев гений Воробьев, журналист и будущий писатель,— а это был именно он, выслушал меня и провел в следующую комнату, чуть больше первой. Там стояли три письмен ных стола. За одним из них сидел широкоплечий, темноволосый батальонный комис сар, за другим — рыжеватый, с коротко подстриженными усиками, старший политрук. Этот последний что-то живо и весело рассказывал. Батальонный комиссар широко улы бался. Третий стол, возле которого на стене висела шинель, был свободен. Мне пред ложили присесть на свободный стул и поинтересовались, кто и что я. Пришлось снова докладывать о себе. После этого спрашивавшие представились сами. Батальонный ко миссар оказался Вадимом Кожевниковым, старший политрук — Морисом Слободским. __ С ур ко в __ где-то здесь,— сказал Кожевников.— Сейчас должен прийти. Действительно, через несколько минут в комнату вошел человек с подчеркнуто военной выправкой, в котором я без особого труда - поскольку видел его портреты в книжках — узнал Суркова. — Ко /дне? — спросил он и, сев за свободный стол, предложил: — Ну, давайте знакомиться... По одному этому я догадался, что посетители, подобные мне, здесь — не редкие гости. Ему было лет сорок с небольшим, но выглядел он значительно моложе. Загоре лое лицо, как мне показалось, отливало бронзой. Каштановые густые волосы, заче санные назад, стремились распасться на две стороны, образуя своевольный пробор. Высокую, стройную фигуру плотно облегала ткань командирской формы. На рукаве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2