Сибирские огни, 1980, № 6
152 землю педали американские бомбы. Он и его жена, певица Алла Мурова, провели там около года, работая с музыкантами вооруженных сил ДРВ, После поездки Аскольд Федорович заболел.— сказалась резкая смена климата — и тем не менее он скоро отправился в Ленинград: посетить премьеры, встретиться с друзьями, рас сказать о поездке, набраться новых впе чатлений (с музыкантами Ленинграда у него давняя дружба). Это было желание прикоснуться к большому искусству как к иЕточнику живой воды, и после, вернув шись, он снова был в гуще дел: в Союзе композиторов, в консерватории, на кон цертных репетициях. Бодростб внушал уже один вид его плотной фигуры с приподня тым подбородком, приподнятыми пола ми пиджака — он весь чуточку напоминал самолет, готовый к старту. Однажды в компании молодых консер ваторских педагогов речь зашла о масти том теоретике, преподававшем некогда в Новосибирской консерватории. Все очень почтительно говорили о его знаниях, его эрудиции, умении читать с листа любую музыку, и очень непочтительно— о стиле его лекций. Действительно, теоретик, о кото ром шла речь, читал лекции так, что мука, с какой он произносил ему самому надоев шие истины, ложилась камнем на совесть каждого студента. «Время мое драгоценно, и только вы виновны в том, что я его трачу зря»,— примерно так расшифровывалась его вялая интонация и страдальческий лик, обращенный не на слушателей, а куда-то в пространство. Короче говоря, все сошлись на том, что это превосходный музыкант, весьма возможно — гениальный теоретик, но никудышный педагог. — А вы знаете,— возразил Аскольд Ф е дорович, по-муровски высоко прищури ваясь, будто глядя в нечто воображае мое,— вы говорите, что он плохо читает лекции... Позавчера это имело бы для меня смысл, А сегодня — уже не имеет. Потому что вчера я встретил его на лестнице, и мы обменялись несколькими словами. Он бросил всего две фразы о музыке Шопена и сказал такое, что перевернул вверх дном все мои представления... Я точно заново родился. Вот я и думаю : таких, как он, не надо обязывать читать лекции. Он создан именно для того, чтобы поговорить с вами в курилке и перетряхнуть до дна вашу д у шу. Вот за это надо держать его в консер ватории и платить ему двести рублей. Присутствующие вежливо посмеялись, но и призадумались, ибо парадокс, выска занный Мурорым, был только внешне заба вен. В самом же деле в нем крылось именно то, чего обычно так не хватает людям нетворческим: умение видеть. Это свойство понимания сущности пригодилось ему не только в творчестве. Самое время сказать здесь о том, что Муров не только создает музыку, но и учит создавать ее. Вот уже скоро 20 лет, как он ведет класс композиции в Новосибирской консервато. рии. О М урове-педагоге следует говорить особо. Может быть, даже написать отдель ное и обстоятельное исследование. Потому что отнюдь не часто человек, хорошо знаю щий свое дело, способен научить этому других. Сегодня можно уверенно говорить о том, что класс Мурова в консерватории — это явление не менее значительное, чем его музыка в сибирском искусстве. Об этом классе говорят. Мечтают попасть. Знают о его выпускниках как одаренных и профессиойально грамотнейших компози торах. Такие музыканты, как Л. Богуслав ский, Г. Гоберник, Е. Кравцов, И. Хейфец, Е. Шведчикова, вполне даю т повод, чтобы говорить уже о «муровской школе». У А. Ф . Мурова, конечно, есть своя ме тодика, но не только в ней дело. Любой имярек, овладевший методикой обучения ремеслу, мож ет, пожалуй, называться пре подавателем. Но не учителем. Ибо чело век, не сумевший стать Личностью ,— не сможет никого ничему научить. Задачи Учителя обязывают к большему, нежели просто сообщение навыков ремесла. И вот первое, что особенно хотелось бы отме тить,— это не столько «метод», сколько ту высокую этическую атмосф еру, которая всегда присутствует в классе А . Ф . Муро ва. Здесь уважают мнение учителя и, од нако, могут не согласиться с ним. Здесь благожелательны к творчеству друг дру га — и, тем не менее, не умолчат о любом промахе. Здесь никто никому не завидует, не льстит, не говорит запальчивых слов. Строгость лишена бестактности, и похвала обходится без фальши. Благожелательная, спокойная атмосфера. Она поддерживает рабочий тонус, свойственный будням, и в то же время защищает от яда обыденно сти. — Работа работой, но нельзя забывать, что мы делаем святое дело,— не устает напоминать Аскольд Федорович своим ученикам. Неудивительно, что проходимцы, дельцы от искусства и вообще случайные люди никогда не задерживались в его классе. Они никак не могли привыкнуть к тому, что от них требуется не ловкость рук, а работа направленного к свету сознания. О собен но неуютно приходилось тем, кто мечтал о быстрой карьере и славе. Эту «болезнь» А. ф . мгновенно распознавал и, случалось, был беспощаден. Зато настоящий талант, соединенный со скромностью и взыскательностью к себе, встречает с его стороны энтузиазм, грани чащий с самоотречением. Одному из быв ших своих учеников (теперь — известному композитору и педагогу), сыгравшему на уроке цикл прелестных песен, он сказал с выражением какой-то радостной печали: — А вот у меня почти никогда не полу чались сольные песни. Чтобы — не для сим фонической эстрады, а для повседневного пения, для музицирования где-нибудь в домашнем кругу. Не выходило как-то. Смотрю и завидую : мне так никогда не написать! Какая уж там «зависть». Если вы хотите посмотреть на счастливого человека, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2