Сибирские огни, 1980, № 6
151 сохранил свое первое звание, став музы кантом, Недаром он с убежденностью зод чего говорит: — Задача композитора — выяснить, ка кое развитие заложено в природе мате риала, и затем — строить музыку, подчиня. ясь этой железной необходимости. Мало сочинить хорошую тему. Надо постичц ее органику. Надо суметь безупречно выстро ить вещь. Вот эта железная логика и выстроен- ность всех частей целого была и остается в его музы ке качеством, удивляющим даже матерых профессионалов. В этом чувстве конструктивного синтеза сказывается,— конечно, не впрямую ,— его «производст венный» опыт. — Проклятие наше в том,— пожаловался он однажды ученикам,— что с каждой но вой вещью надо доказывать самому себе, что ты — композитор. И никуда не де нешься от этого. Сколько бы ни написал музыки — надо снова и снова идти на эту адову муку. Иначе — смерть, иначе ты не художник. Вот именно отсюда, а не просто от ре месленной натасканности, является настоя щий профессионализм. Кстати сказать, Му ров почти с ненавистью воспринимает диле тантские замашки. Автору этих строк приш лось однажды наблюдать, как один весьма самоуверенный молодой человек пришел к Мурову показывать свои любительские фортепианные опусы. Это был хороший пианист, и многое в его музыке по-форте- пианному неплохо звучало. Но то были фрагменты, кое-как склеенные и нанизан ные в произвольном порядке. — Хотелось бы знать, как вы представ ляете себе музыкальное творчество,— сказал Аскольд Федорович, когда студент кончил играть. — Ну, это как бы... совокупность об разов. — Образов?! Тогда вы обратились не по адресу. Я ничего не понимаю в «образах». В этом разбираются музыковеды. Я только знаю, что музыка — это не корзина с ого родными плодами, где помидоры лежат совокупно с редькой. Что за «совокуп ность»? Какая «совокупность»? Ведь эти ваши «образы» — всего-навсего галерея мертвецов, потому что вы неспособны дать им дыхание! Они рассованы у вас по раз ным углам , но не живут! Напомаженные скелеты... Молодой человек молча собрал свои листочки и ушел, обиженный. Он, скорей всего, бросил писать. То есть сделал имен но то, что обычно делает дилетант — чело век, ищущий в некоем деле прежде всего удовольствия и бросающий дело, едва только оно грозит превратиться в изнури тельный труд души. Бесполезно дискутировать — хорошо или плохо то, что в творчестве Мурова так не преложна власть Логоса и даже сама не ожиданность — обдуманна и закономерна. Такое искусство всегда существовало и бу дет существовать. Есть какая-то тайна в том, что человек вечно стремится к возве дению всевозможных сооружений, будь то гипотезы, картины, симфонии, дома, маши ны, концепции, системы. Эта тайна связана с сокровенными глубинами творческой во ли. Уместно привести одно очень точное наблюдение, высказанное дирижером Ю . Николаевским в отзыве о ранних рабо тах А . Ф . Мурова: «Уже первые симфониче ские произведения тогда еще молодого композитора привлекли меня... какой-то особой жизненной силой, сокрытой в му зыке». ( Здесь схвачена самая суть. Два эпиграфа, выбранные композитором для Первой и Четвертой симфоний, не меньше, чем о его музы ке, говорят о его характере: «Человека можно уничтожить, но побе дить нельзя». (Э. Х е м и н г у э й ) «Нельзя, чтоб страх повелевал ум у, иначе мы отходим от свершений». ( Д а н т е ) Страх никогда не «повелевал уму» этого человека. Вспоминается, как однажды, вскоре после написания «Тобольской сим фонии», состоялся первый показ этой му зыки автором — для небольшого круга музыкантов. Впечатление было единодуш ным: прозвучало большой художествен ной силы произведение. Однако новизна его для сибирской музыки внушала опасе ния за его судьбу. — Я думаю , что этой вещи лучше пока полежать в столе,— сказал А. Ф . Муров,— слишком больших исполнительских сил она требует, да и тексты могут быть истолкова ны так, что симфонии не поздоровится... Присутствующие ничего не возразили ему, зная, что он прав, но всем было не весело от мысли, что такая музыка обрече на лежать в столе, пусть даже под очень добротным сукном. Разве для того пишут ся талантливые вещи? Однако до конца, кажется, никто не по верил такой сверхосторожной позиции А. Ф . Мурова. Слишком это было на него не похоже. Он сам и его музыка взывают к жизни и действию, но никак не к пассив ному ожиданию «благоприятных обстоя тельств». И потом, разве мало энтузиастов среди исполнителей, которые всегда охот но играют его музыку? Так оказалось и на этот раз: энтузиасты нашлись. Симфония прозвучала. Она, дей ствительно, выдержала столько нападок, сколько не выпадало на долю ни одного другого его произведения (здесь он ока зался пророчески прав). Но везде, где от него ожидали сдачи позиций и непремен ного (пусть лицемерного!) признания в идейных грехах, он говорил твердо и от крыто: — Если бы мне пришлось сочинять Симфонию еще раз, я написал бы ее точно так же. А незадолго перед этим он работал во Вьетнаме. Он отправился туда, когда эта страна была еще в состоянии войны и на ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2