Сибирские огни, 1980, № 6
150 кучке аполитичных гурманов». Схватка двух интеллектуальных геркулесов завер шается с пленяющей воображение просто той: — Да, но позволь... — Не позволю. И Наивный, конечно, замолчал, потому что не так уж он наивен, чтобы не понять, чем это пахнет, если тебя обзывают «апо литичным гурманом». Тут не стоит тратить на поиски аргументов золотое время, необ. ходимое, чтобы вовремя унести ноги. Уже из этих примеров видно, что речь идет здесь о более серьезных вещах, чем простое различие вкусов. Поиски нового вЪ все времена и у всех художников были связаны с известной долей риска. «Форма лизм», «гурманство», «какофония», «эстет ство »— эти и другие эпитеты применяются к новаторскому искусству по сей день, но изобретены они не в наше время. По крайней мере три последних столетия но ваторские музыкальные средства встреча ют именно такой прием у известной части публики. А. Ф . Муров знает об этом. Его это не то чтобы печалит. Скорее забавля ет. Когда ему однажды сообщили, что его фортепианная партита повергла в состояние шока одну почтенную даму, он с одобре нием сказал: «Шок — это хорошо. Теперь она, наконец, расскажет знакомым, что на концерте с нею произошло нечто...» Стрелы, направленные против музыки Мурова, имеют, в общем, вполне конкрет ную цель: обвинить избранную им после довательность нот в безыдейности. При этом, конечно, никто не смог бы объяснить, почему до-ми-соль надо считать идейнее, чем до-ми-фа диез. А быть может, все дело в том, что, когда хотят раздражению, вызываемому непривычной музыкой, по добрать название, уста сами собою произ носят «модернизм», «формализм» и тому подобное. Между тем средства развития никогда не имели для А. Ф . Мурова само довлеющей ценности. Они органически вытекали из сущности звуковой идеи. Да и сами по себе, кажущиеся любителям ста рины дерзкими, эти средства не были в му зыке чем-то новым. Алеаторика, додека фония, сонористика, четвертитоновые звучания — все это давно было найдено композиторами XX века, а сейчас уже почти не осталось слушателей, которые удивлялись бы этому. Если уж эти апроби рованные средства встречались недовер чиво, то насколько трудно было предлагать действительно новые решения! А. ф . Му ров хорошо помнит об этом. Например, задумал он совершенно не бывалую по жанру вещь: радиодекламато- рий «Голоса Революции». На магнитофон ную ленту последовательно были записа ны: музыка, обрывки речей, стихов, спек таклей (относящихся к разным эпохам в развитии страны, От 20-х до 60-х годов). Это отдаленно напоминало калейдоскоп звуча ний, доносящийся из радиоприемника, ког да поворачиваешь ручку настройки. Пульс планеты. Ласковые, грустные, искушенные, озабоченные, мечтательные голоса Земли. Мысли и слова, проносящиеся в эфире, были мимолетными, их смысл только уга дывался; они всплывали из недр музыки и снова исчезали в ее глубинах. Это была симфония Времени. Чтобы выстроить эту своеобразную звуковую ткань и подчинить ее законам музыкальной композиции, понадобился огромный труд. И что же? В результате нашлись люди, искренне заявившие что подобный «монтаж» может состряпать любой звукооператор... В таких случаях автору ничего не остается, как апеллировать к своему чувству юмора (на который не у каждого хватит сил в подоб ной ситуации). Вообще говоря, музыке многое можно вменить в вину. Например: почему в ней нет позитивной программы? Особенно это любят спрашивать те, кто не мыслит м узы ки без внемузыкальных ассоциаций и про граммность отождествляет с идейностью. Пускаясь на поиски композиторского «ру ководящего указания», вместо того, чтобы просто слушать музыку, эти люди чувству ют себя неуютно, когда имеют дело с но тами вместо авторских деклараций. Самое интересное, что и сам А, Ф . Муров — на первый взгляд, приверженец «чистой музы ки» — на деле частенько нарушает собст венное кредо. Он изредка со смущенным недоумением говорит об этом: — Вот ведь странная вещь композитор ская судьба. Всю жизнь я отстаиваю мне ние, что главное в музыке — это сама му зыка и что она не нуждается в живописных или литературных подпорках, но сам же себе противоречу... Не понимаю толком, почему это происходит. Действительно. Не говоря уже о произ ведениях, подобных «Тобольской симфо нии», где наличие текста предполагает про грамму,— его остальные симфонии снаб жены программными заголовками к каждой части, либо эпиграфами, дающими ключ к основной идее произведения... Это, впрочем, понятно. Муров слишком многое хотел бы поведать людям, чтобы всегда удерживаться на позициях чистого искус ства. Однако не следует преувеличивать значение расставляемых им литературных «вех». Как гражданин, он многое сумел сказать своей музыкой, но главный ее смысл — именно в звуковой идее, и в этом Муров — музыкант до мозга костей. Когда он говорит «содержание музыки есть дви жение», он имеет в виду процесс развития звукового материала, который, собственно, и является музыкой. Часто людей, пришедших в искусство от далеких технических областей, спрашивают: ну, а пригодилась вам первая ваша профес сия? Муров был инженером-строителем. Мо жет быть, подобные вопросы задавались и ему. Думается, что, не погрешив против истины, он мог бы сказать, что в чем-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2