Сибирские огни, 1980, № 6
ИЕКНСЕТВО Л. Штуден ЗРЕЛОСТЬ ТАЛАНТА Когда говоришь о человеке, чьей про фессией является творчество, всегда есть соблазн апеллировать сначала к его произ ведениям, и затем уж, держась за эту ариаднину нить, шагнуть в лабиринт его судьбы. Но известно уж давно, что, соз давая, мы производим, в конце концов, нечто отдельное от самих себя, и судьба творения автономна от судьбы творца. Их пути расходятся. Поэтому не будем детально говорить о музыке Аскольда Федоровича Мурова: это — задача музыковедения (и не любо му музыковеду она по плечу). Мы будем говорить о человеке, о своеобразной и яркой личности, о деятельном и мыслящем художнике, без которого уже трудно пред ставить себе историю культуры Сибири двух последних десятилетий. ...Вспоминается коротенькое собрание в Сою зе композиторов, официально не запланированное, когда слушалась в запи си «Осенняя симфония» Мурова. Аскольд Федорович никого не приглашал заранее, народу было не слишком много. От симфонии ждали новых композицион ных находок, смелых решений, дерзкой тембровой палитры, то есть того, чем щед ро многие годы одаривал слушателей ком позитор Муров. А услышали — нежную, очарованно-прозрачную мелодию, муд рую печаль, выраженную вполне «тради ционно» и просто. В этой музыке все было скромным: и название, и размеры частей, и средства выразительности. Ничто не ошеломляло, не будоражило, не броса лось в уши. Профессионалы были озадачены, неко торые даже шокированы. Один компози тор сказал с сомнением: — Как-то неожиданно просто. Даже не знаю, как отнестись к этой музыке... Ему ответил старый маститый музы кант: — Ничего, голубчик. И ты к этому при дешь когда-нибудь. Все мы приходим к этому. Музыканты, сгрудившиеся вокруг пар титуры, не торопились высказываться, но видно было, что простота музыки не об манула их и не разочаровала. Что-то чув ствовалось нешуточное за этой светлой, как улыбка, ясностью звучания. То была ясность много переболевшей души, не до ступная никакому Наивному сознанию. Яс ность катарсиса. Автор симфонии, будто бы извиняясь, развел руками: — Вот, такая... забавная получилась му зыка. За шутливой интонацией скрывалась естественная застенчивость человека, вы нужденного приоткрыть для обозрения душ у. Рефлекс защиты... Так вот тихо, глубоко и спокойно нача лась для Аскольда Федоровйча творче ская полоса, о которой, быть может, бу дущие музыковеды напишут: «Стиль позд него Мурова». Мы ничего еще не знаем об этой полосе и о том, какие вещи будут написаны им в ближайшие годы. Творче ская зрелость загадочна. Она не любит предсказаний. Зато мы помним, как начинал компози тор Муров два десятка лет назад, будучи еще студентом Новосибирской консерва тории. Еще не закончив обучения (ускоренно г о — за четыре года вместо пяти, поло женных учебным планом), Муров был ав тором почти полусотни произведений в различных жанрах. И многие из них писа лись отнюдь не «в стол», не для «общего тренажа», а уже для живого звучания. С р е ди них были произведения крупной фор мы: трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соната для альта и фортепиа но, два струнных квартета, балет «Мой- додыр» по сказке Чуковского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2