Сибирские огни, 1980, № 6
время многомашинные комплексы АНИ успешно эксплуатирую тся в Институте ядер- ной физики, Институте автоматики и элект рометрии, в Институте оптики атмосферы. Зуев неустанен в поисках научных кадров. Твэрдо усвоив непреложную истину — спе циалиста надо воспитывать с первых кур сов вуза — он взял за правило постоянное Выискивание возможных сотрудников при всяком удобном случае. И тут автор этих строк склонен позволить себе некоторое личное воспоминание. Было время, он сам поступал в Томский университет, тогда еще единственный вуз такого типа от Урала до Тихого океана. И сегодня трудно представить себе то — всего пару десятилетий назад! — время, когда автор этих строк, прибыв абитуриен том в Томск и увидев воочию живого кан дидата наук, испытал невольный трепет. ...Мы, абитуриенты, лежали в огромной комнате общежития — комната была рас считана человек на двадцать — и обсужда ли волновавшие нас проблемы. Каков кон курс, будут ли давать стипендию троечни кам, когда консультации, в какой столовой лучше всего питаться? Время от времени нас посещали казавшиеся невыносимо ста рыми и опытными студенты, которых оста вили на время каникул, чтобы работать с нами, абитуриентами. Некоторые из них были еще в выгоревших гимнастерках или выцветших мундирах со следами фрон товых погон, с орденскими колодками, с нашивками за ранения. Каждый такой гость старался привлечь абитуриентов на свою сторону, приобщить к делу, которым он занимался. Один из них, нынешний московский профессор- философ , жарко доказывал, что истина истин кроется в баскетболе, туманно и многозна чительно намекая на возможное влияние спортивных увлечений на решение вопроса о зачислении после вступительных экзам е нов. Другой выискивал стыдливых поэтов и обстоятельных прозаиков, которых намере вался после того, как они станут студента ми, активнейшим образом привлекать к ра боте в разнообразной факультетской и университетской печати, Третьего интере совало, кто имеет опыт земляных и груз- чицких работ и способен тут же включиться в работу студенческой бригады, решившей за соответствующую Плату вырыть траншею под водопровод в местном райпотреб сою зе. Однажды к нам заглянул высокий сухо щавый студент в военном кителе. Он был сдержан и корректен. Оказалось, что он уже перешел на четвертый курс, знал в университете все и вся и твердо был уве рен, что и баскетбол, и стенгазета, и рытье траншей — все это, конечно, небесполезно, но есть главное — наука. Володя Зуев — а это был он — говорил убедительно, стара ясь изо всех сил, как и положено было ему, председателю университетского студенче ского научного общества, перехватить у своих предшественников инициативу и пе ревербовать возможных баскетболистов и литераторов в подведомственную ему ар мию науки. Нас, абитуриентов, тогда вопросы научной карьеры совершенно не интересовали — научно-техническая революция еще только готовилась захватывать свои плацдармы, наука еще не стала модной темой газет, журналов и радио, да и, кроме того, ореол исключительности, которым была окутана научная деятельность в те годы , пугал и от странял, никто из нас, простых смертны х, не считал себя способным к — страшно поду мать даже! — научной деятельности. Посе титель казался нам пришедшим из недося гаемой страны, о которой известно мало, но ясно, что там проживают люди исклю чительные, не нам чета, и что там все м е ряется не теми мерками, что в обычном мире. Когда автор этих строк был зачислен в студенты и проучился полтора курса, Зуев однажды поймал его в гулком просторном коридоре главного корпуса, куда тот при ходил за полагающейся ем'у стипендией. Автору было доказано как дважды два, что его увлечение волейболом и стихами — не из самых серьезны х и что пора заняться научной работой в . рамках соответству ющего студенческого кружка. Результатом беседы было' выступление автора с докладом на научной конф ерен ции, а впоследствии тема доклада, развива ясь от курса к курсу, стала основой дип ломной работы. Но вернемся от личных воспоминаний, которые отнюдь не лишни, ибо даю т до полнительный штрих к портрету нашего главного героя, к рассказу о его работе. Естественным образом получилось так, что Зуев после окончания университета был оставлен в аспирантуре, затем стал канди датом наук и доцентом. Создав группу, развивая исследования в атмосф ере, Зуев в то же время не терял связи с учебным процессом. Он при этом преследовал две цели. Во-первых, как он сам признается сего дня, чтение курса об щей физики, с которого он начал препода вание в университете, помогло ему по-на стоящ ему представить себе соответству ющую проблематику в новом свете. Хотя зачетка Зуева-студента заслуженно и спра ведливо содержала сплошные пятерки, для Зуева-доцента преподаваемая им общая физика предстала Как малознакомый пред мет. Итак, первая цель — еще раз, по-ново му проштудировать общую физику. Вторая — приглядеться к студентам , «по рыбачить» среди них: авось удастся выло вить хорошую «рыбку», которая потом зай мет свое место в научном улове молодой группы, лаборатории, института. И первая, и вторая цели достигались ус пешно. На втором курсе был в свое время «выловлен» Зуевым его нынешний зам ести тель по институту, доктор наук М. В. Каба нов, таким же путем попал в его «сети» нынешний теоретик института профессор С. Д . Творогов, один из авторов вышедшей в 1977 году в издательстве «Наука» ф ун да ментальной монографии «Спектроскопия крыльев линий», Зуев и его коллеги ревниво и старатель но проводят- в жизнь высказанный когда-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2