Сибирские огни, 1980, № 6

время многомашинные комплексы АНИ успешно эксплуатирую тся в Институте ядер- ной физики, Институте автоматики и элект­ рометрии, в Институте оптики атмосферы. Зуев неустанен в поисках научных кадров. Твэрдо усвоив непреложную истину — спе­ циалиста надо воспитывать с первых кур­ сов вуза — он взял за правило постоянное Выискивание возможных сотрудников при всяком удобном случае. И тут автор этих строк склонен позволить себе некоторое личное воспоминание. Было время, он сам поступал в Томский университет, тогда еще единственный вуз такого типа от Урала до Тихого океана. И сегодня трудно представить себе то — всего пару десятилетий назад! — время, когда автор этих строк, прибыв абитуриен­ том в Томск и увидев воочию живого кан­ дидата наук, испытал невольный трепет. ...Мы, абитуриенты, лежали в огромной комнате общежития — комната была рас­ считана человек на двадцать — и обсужда­ ли волновавшие нас проблемы. Каков кон­ курс, будут ли давать стипендию троечни­ кам, когда консультации, в какой столовой лучше всего питаться? Время от времени нас посещали казавшиеся невыносимо ста­ рыми и опытными студенты, которых оста­ вили на время каникул, чтобы работать с нами, абитуриентами. Некоторые из них были еще в выгоревших гимнастерках или выцветших мундирах со следами фрон­ товых погон, с орденскими колодками, с нашивками за ранения. Каждый такой гость старался привлечь абитуриентов на свою сторону, приобщить к делу, которым он занимался. Один из них, нынешний московский профессор- философ , жарко доказывал, что истина истин кроется в баскетболе, туманно и многозна­ чительно намекая на возможное влияние спортивных увлечений на решение вопроса о зачислении после вступительных экзам е­ нов. Другой выискивал стыдливых поэтов и обстоятельных прозаиков, которых намере­ вался после того, как они станут студента­ ми, активнейшим образом привлекать к ра­ боте в разнообразной факультетской и университетской печати, Третьего интере­ совало, кто имеет опыт земляных и груз- чицких работ и способен тут же включиться в работу студенческой бригады, решившей за соответствующую Плату вырыть траншею под водопровод в местном райпотреб­ сою зе. Однажды к нам заглянул высокий сухо­ щавый студент в военном кителе. Он был сдержан и корректен. Оказалось, что он уже перешел на четвертый курс, знал в университете все и вся и твердо был уве­ рен, что и баскетбол, и стенгазета, и рытье траншей — все это, конечно, небесполезно, но есть главное — наука. Володя Зуев — а это был он — говорил убедительно, стара­ ясь изо всех сил, как и положено было ему, председателю университетского студенче­ ского научного общества, перехватить у своих предшественников инициативу и пе­ ревербовать возможных баскетболистов и литераторов в подведомственную ему ар­ мию науки. Нас, абитуриентов, тогда вопросы научной карьеры совершенно не интересовали — научно-техническая революция еще только готовилась захватывать свои плацдармы, наука еще не стала модной темой газет, журналов и радио, да и, кроме того, ореол исключительности, которым была окутана научная деятельность в те годы , пугал и от­ странял, никто из нас, простых смертны х, не считал себя способным к — страшно поду­ мать даже! — научной деятельности. Посе­ титель казался нам пришедшим из недося­ гаемой страны, о которой известно мало, но ясно, что там проживают люди исклю ­ чительные, не нам чета, и что там все м е­ ряется не теми мерками, что в обычном мире. Когда автор этих строк был зачислен в студенты и проучился полтора курса, Зуев однажды поймал его в гулком просторном коридоре главного корпуса, куда тот при­ ходил за полагающейся ем'у стипендией. Автору было доказано как дважды два, что его увлечение волейболом и стихами — не из самых серьезны х и что пора заняться научной работой в . рамках соответству­ ющего студенческого кружка. Результатом беседы было' выступление автора с докладом на научной конф ерен­ ции, а впоследствии тема доклада, развива­ ясь от курса к курсу, стала основой дип­ ломной работы. Но вернемся от личных воспоминаний, которые отнюдь не лишни, ибо даю т до ­ полнительный штрих к портрету нашего главного героя, к рассказу о его работе. Естественным образом получилось так, что Зуев после окончания университета был оставлен в аспирантуре, затем стал канди­ датом наук и доцентом. Создав группу, развивая исследования в атмосф ере, Зуев в то же время не терял связи с учебным процессом. Он при этом преследовал две цели. Во-первых, как он сам признается сего дня, чтение курса об­ щей физики, с которого он начал препода­ вание в университете, помогло ему по-на­ стоящ ему представить себе соответству­ ющую проблематику в новом свете. Хотя зачетка Зуева-студента заслуженно и спра­ ведливо содержала сплошные пятерки, для Зуева-доцента преподаваемая им общая физика предстала Как малознакомый пред­ мет. Итак, первая цель — еще раз, по-ново­ му проштудировать общую физику. Вторая — приглядеться к студентам , «по­ рыбачить» среди них: авось удастся выло­ вить хорошую «рыбку», которая потом зай­ мет свое место в научном улове молодой группы, лаборатории, института. И первая, и вторая цели достигались ус­ пешно. На втором курсе был в свое время «выловлен» Зуевым его нынешний зам ести­ тель по институту, доктор наук М. В. Каба­ нов, таким же путем попал в его «сети» нынешний теоретик института профессор С. Д . Творогов, один из авторов вышедшей в 1977 году в издательстве «Наука» ф ун да­ ментальной монографии «Спектроскопия крыльев линий», Зуев и его коллеги ревниво и старатель­ но проводят- в жизнь высказанный когда-то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2