Сибирские огни, 1980, № 6
140 ях, но и при решении прикладных эадач, в честности, лазерного зондирования атмо сферы »,— пишет в одной из недавно вышед ших монографий Зуев. И поясняет, что ла зерное зондирование атмосферы требует объединенных и целенаправленных усилий большого коллектива ученых, среди кото рых обязательно должны быть специалисты по математике, спектроскопии, светорассе янию, квантовой электронике, радиотех нике, точной механике и оптике, полу проводниковой технике и радиоэлек тронике. Необходимо сотрудничество тео ретиков с экспериментаторами, с инжене рами и технологами, конструкторами и про ектантами. Параллельно с теоретической работой в Институте оптики атмосферы шла активная экспериментальная деятельность. Все на стойчивей в дверь стучались вопросы свя зи науки и практики. Старая модель отношений между наукой и практикой строилась на противоестест венном разделении труда. Было принято считать, что дело исследователя — найти закономерность, изучить ее, на базе полу ченных данных предложить некое новшест во. И на том следовало сделать поворот кругом, отправиться обратно в гсвою лабо раторию, чтобы вновь погрузиться в высо кие размышления. Что же касается практи ческой реализации научных идей, то это как бы считалось не делом -ученого — пусть кто-то другой, то т,.кто имеет отноше ние к производству, берет открытие — вот оно, пожалуйста, будьте любезны! —- и об ращает его на пользу практике. Но не случайно процесс передачи научных новшеств в практику называют многозна чительным словом «внедрение». При упот реблении этого решительного слова перед мысленным взором сразу же предстает кто-то, насильственно вводящий что-то в со противляющуюся среду. Да в общем, оно так и есть — среде, как правило, сопротив ляется. К тому времени, когда Зуева стали одо левать мысли о необходимости сокраще ния пути от стола ученого к заводским це хам, Сибирское отделение уже выступило с такой идеей. Результатом соответствую щих мер стало создание вокруг новосибир ского Академ городка «пояса внедрения», как стали называть систему СКВ, созданных по тематике основных институтов Новоси бирского научного центра. Эти СКБ совме щали в себе черты исследовательского уч реждения и промышленного предприятия. Академические институты передали в СКБ немало своих сотрудников, компетент ных в конкретных ..областях знания, знако мых с полученными в институтах результа тами и знающих, что такое производство, что такое конкретное предприятие. Президиум Сибирского отделения поста вил своей целью создание широких науч ных комплексов, которые включали бы о себя институты, СКБ, экспериментальные и опытные производства. Новым комплексам предстояло осуществить замкнутый цикл процесса, в который должны были войти три кита современной научно-технической революции —*фундаментальные исследо--: вания, конструкторские разработки и пере дача материализованной идеи в серийное производство. Опыт Новосибирского научного центра оказался как нельзя более кстати. Прики нув свои потребности и соответственно воз можности— протягивай ножки по одежке! — дирекция Института оптики атмосферы решила попробовать организовать научно конструкторский производственный комп л е к с у себя в Томске. Так родилось научно- техническое объединение в составе инсти«- тута и СКБ научного приборостроения «Оп тика». Конечно, это было бы желанным чудом— получить организацию со сложившимся коллективом, с оснащенными и запущен ными производственными мощностями, с уютными корпусами. Но чудеса, происхо дят только в идеальном мире литератур ных произведений^ Материальный л/ир объективности не склонен являть чудеса. Он более склонен к твердой логике сло жившихся отношений и проверенным си стемам. Зуев, прекрасно усвоивший эту не хитрую истину, не очень растерялся, не встретив чуда. Никто не желал отдавать ему готового СКБ. И тогда он принял ре ш ение— начать с нуля. Ему уже не раз приходилось начинать именно так — с ну ля. Трудовая закалка, полученная им в ран ней молодости, постоянно давала себя знать на всем его пути в науку. Пути в науку различны. Автор этого очер ка имел возможность за долгие годы ра боты в области популяризации науки на блюдать весь существующий веер таких путей. Этот веер может быть, по сущ еству, сведен к двум основным. Один путь — когда человек идет в нау ку сам, определяя на основании собствен ного опыта каждый следующий шаг и само стоятельно соразмеряя свои возможности с возможными ситуациями. Д р у о й — хогда человека ведут в науку другие, и ему остается только делать не вольные порой шаги. Причем в этом слу чае напор ведущих и подталкивающих бы вает столь мощен, что бедный ведомый не всегда успевает переставлять ноги, и они у него заплетаются в самый неожиданный момент, приводя в чрезвычайное смущ е ние всех тех, кто участвует в толкании. Ясно, куда как труднее идти первым путем! Но зато прошедший первым устойчи вее на ногах, его не пугают трудности до роги, он полной мерой испытывает сладо стную крутизну подъемов и головокружи тельные провалы неудач. И пусть здесь несравненно выше цена каждой ошибки, ку да ощутимее болезненность ушибов — за то крепче уверенность в себе: приходится на каждом шагу рассчитывать только на се бя, и это вырабатывает характер, закаляет ту внутреннюю пружину, которая потом по могает снова выпрямиться после любой неудачи. Вряд ли кто-нибудь из жителей села Ма лые Голы Качугского района Иркутской об ласти 'мог поверить в то, что родившийся в 1925 году в семье крестьянина Евсея Зу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2