Сибирские огни, 1980, № 6

140 ях, но и при решении прикладных эадач, в честности, лазерного зондирования атмо­ сферы »,— пишет в одной из недавно вышед­ ших монографий Зуев. И поясняет, что ла­ зерное зондирование атмосферы требует объединенных и целенаправленных усилий большого коллектива ученых, среди кото­ рых обязательно должны быть специалисты по математике, спектроскопии, светорассе­ янию, квантовой электронике, радиотех­ нике, точной механике и оптике, полу­ проводниковой технике и радиоэлек­ тронике. Необходимо сотрудничество тео­ ретиков с экспериментаторами, с инжене­ рами и технологами, конструкторами и про­ ектантами. Параллельно с теоретической работой в Институте оптики атмосферы шла активная экспериментальная деятельность. Все на­ стойчивей в дверь стучались вопросы свя­ зи науки и практики. Старая модель отношений между наукой и практикой строилась на противоестест­ венном разделении труда. Было принято считать, что дело исследователя — найти закономерность, изучить ее, на базе полу­ ченных данных предложить некое новшест­ во. И на том следовало сделать поворот кругом, отправиться обратно в гсвою лабо­ раторию, чтобы вновь погрузиться в высо­ кие размышления. Что же касается практи­ ческой реализации научных идей, то это как бы считалось не делом -ученого — пусть кто-то другой, то т,.кто имеет отноше­ ние к производству, берет открытие — вот оно, пожалуйста, будьте любезны! —- и об­ ращает его на пользу практике. Но не случайно процесс передачи научных новшеств в практику называют многозна­ чительным словом «внедрение». При упот­ реблении этого решительного слова перед мысленным взором сразу же предстает кто-то, насильственно вводящий что-то в со­ противляющуюся среду. Да в общем, оно так и есть — среде, как правило, сопротив­ ляется. К тому времени, когда Зуева стали одо­ левать мысли о необходимости сокраще­ ния пути от стола ученого к заводским це­ хам, Сибирское отделение уже выступило с такой идеей. Результатом соответствую­ щих мер стало создание вокруг новосибир­ ского Академ городка «пояса внедрения», как стали называть систему СКВ, созданных по тематике основных институтов Новоси­ бирского научного центра. Эти СКБ совме­ щали в себе черты исследовательского уч­ реждения и промышленного предприятия. Академические институты передали в СКБ немало своих сотрудников, компетент­ ных в конкретных ..областях знания, знако­ мых с полученными в институтах результа­ тами и знающих, что такое производство, что такое конкретное предприятие. Президиум Сибирского отделения поста­ вил своей целью создание широких науч­ ных комплексов, которые включали бы о себя институты, СКБ, экспериментальные и опытные производства. Новым комплексам предстояло осуществить замкнутый цикл процесса, в который должны были войти три кита современной научно-технической революции —*фундаментальные исследо--: вания, конструкторские разработки и пере­ дача материализованной идеи в серийное производство. Опыт Новосибирского научного центра оказался как нельзя более кстати. Прики­ нув свои потребности и соответственно воз­ можности— протягивай ножки по одежке! — дирекция Института оптики атмосферы решила попробовать организовать научно­ конструкторский производственный комп­ л е к с у себя в Томске. Так родилось научно- техническое объединение в составе инсти«- тута и СКБ научного приборостроения «Оп­ тика». Конечно, это было бы желанным чудом— получить организацию со сложившимся коллективом, с оснащенными и запущен­ ными производственными мощностями, с уютными корпусами. Но чудеса, происхо­ дят только в идеальном мире литератур­ ных произведений^ Материальный л/ир объективности не склонен являть чудеса. Он более склонен к твердой логике сло­ жившихся отношений и проверенным си­ стемам. Зуев, прекрасно усвоивший эту не­ хитрую истину, не очень растерялся, не встретив чуда. Никто не желал отдавать ему готового СКБ. И тогда он принял ре­ ш ение— начать с нуля. Ему уже не раз приходилось начинать именно так — с ну­ ля. Трудовая закалка, полученная им в ран­ ней молодости, постоянно давала себя знать на всем его пути в науку. Пути в науку различны. Автор этого очер­ ка имел возможность за долгие годы ра­ боты в области популяризации науки на­ блюдать весь существующий веер таких путей. Этот веер может быть, по сущ еству, сведен к двум основным. Один путь — когда человек идет в нау­ ку сам, определяя на основании собствен­ ного опыта каждый следующий шаг и само­ стоятельно соразмеряя свои возможности с возможными ситуациями. Д р у о й — хогда человека ведут в науку другие, и ему остается только делать не­ вольные порой шаги. Причем в этом слу­ чае напор ведущих и подталкивающих бы­ вает столь мощен, что бедный ведомый не всегда успевает переставлять ноги, и они у него заплетаются в самый неожиданный момент, приводя в чрезвычайное смущ е­ ние всех тех, кто участвует в толкании. Ясно, куда как труднее идти первым путем! Но зато прошедший первым устойчи­ вее на ногах, его не пугают трудности до­ роги, он полной мерой испытывает сладо­ стную крутизну подъемов и головокружи­ тельные провалы неудач. И пусть здесь несравненно выше цена каждой ошибки, ку­ да ощутимее болезненность ушибов — за­ то крепче уверенность в себе: приходится на каждом шагу рассчитывать только на се­ бя, и это вырабатывает характер, закаляет ту внутреннюю пружину, которая потом по­ могает снова выпрямиться после любой неудачи. Вряд ли кто-нибудь из жителей села Ма­ лые Голы Качугского района Иркутской об­ ласти 'мог поверить в то, что родившийся в 1925 году в семье крестьянина Евсея Зу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2