Сибирские огни, 1980, № 5

ПРЕДЧУВСТВИЕ ДНЯ . 189 мы были для людей?» И этакое лихачество: «Гуляй, пока не жжется любимый твой мо­ роз, пока тебе живется без горьких бабьих слез». И здесь же спокойной поступью идут стихи, открывающие в творчестве Алек­ сандра Романова новые горизонты. Вот стихотворение «Ключевой водой на­ полню горсти». Поначалу кажется, что на­ писано оно вроде бы и не всерьез, в ка­ ком-то даже частушечном ритме: Ключевой водой наполню горсти. Нехотя попью, потерял — навек запомню — я доверчивость твою. И следующая строфа своей внешней легковесностью поддерживает этот ритм: Вот разиня так разиня! Помрачнев, себя сужу, на поваленной лесине, как подстреленный, сижу. ч # И, казалось бы, дальше идут совсем от­ влеченные сентенции: Будет ветер, оступаясь, по лучам гулять босой, звезды, тихо осыпаясь, землю вызвездят росой. И взмахнет зарею утро, и прищурится вода. Но вдруг возникает беспокойство, срвер- шенно точно передается ощущение чело­ века, еще до конца пока не осознавшего, что же с ним произошло. И заключитель­ ные строчки — как горькая вспышка: Будет все как было, будто не пришла ко мне беда. Простое стихотворение. Простой пример, как автор владеет словом. Я не хочу ска­ зать, что отныне Александр Романов соз­ дает только шедевры, но уже достигнута та высота, с которой начинается свободный полет. Человек поначалу открывает мир для се­ бя, а уж потом все зависит от него самого, что сделает он со своим открытием. Сча­ стлив человек, когда его открытия совпа­ дают с потребностями общества. В поэзии нет новых тем, нет новых форм, и все-таки истинная поэзия — это всегда открытие. Истинного поэта всегда отли­ чишь. У него свой почерк, свой взгляд, своя позиция. Свой опыт. Свой вклад во Время. Хорошо, когда поэт отзывается на собы­ тия дня. Но день этот возникает не сам по себе. День, в котором живут люди, не аб­ страктная величина. Он состоит из дум и чаяний, надежд и поступков. И поэт дол­ жен обладать п р е д ч у в с т в и е м дня. Так, например, написанное в 1966 году стихотворение Александра Романова «Ба­ ба-Яга» — как раз и явилось предчувстви­ ем, предвосхищением важнейшей темы времени. Позже появилась «Атомная сказка» Юрия Кузнецова. Но как тесно сходятся пути ис­ следования одной и той же темы у обоих поэтов. Сходство это не случайно. Алек­ сандр Романов и Юрий Кузнецов — поэты одного времени. И когда Баба-Яга говорит герою Романо­ ва: «Знаю, долго конь крылатый в облаках тебя носил», то ведь в это самое время уже где-то «улыбка познанья играла на счаст­ ливом лице дурака» (Кузнецов). И концов­ ка стихотворения Романова не так уж про­ ста. Баба-Яга говорит: «Век же космоса и твиста — ваш. Колдуйте сами в нем». Этой обида самой природы, и строгое ее пред­ упреждение, и горечь об уже содеянном и неисправимом. Мысль, заключенная в раннем стихотво­ рении «Маришка», далеко не нова, и все- таки это стихотворение занимает особое место в творчестве поэта, т. к. в нем впер­ вые проявились потребность и желание войти в мир детской души. Оно явилось как бы мостиком к произведениям для де­ тей, написанным позднее. В 1967 году Александр Романов выпуска­ ет первую книгу стихов для детей младше­ го возраста, затем вышли в свет сказки для детей, написанные в прозе: «Первая Ве­ черняя Звезда» (1973) и «Большая Медве­ дица смотрит на город» (1977). Замечено, что проза поэта всегда отли­ чается каким-то особым настроем, своеоб­ разной лирической нестабильностью, чисто поэтическим подтекстом..’. Словом, ей свой­ ственны многие специфические черты. Сказки Романова выполнены в хорошей традиции современных сказок для детей, где есть о чем подумать и взрослым. Но наиболее интересной его работой в этой области мне все-таки представляется книга стихов для наиболее трудного и «ма- лочитающего» возраста, для двенадцати­ тринадцатилетних подростков — «День, ко­ торый будет завтра». Стихи для детей должны быть игровыми и вместе познавательными и воспитатель­ ными. И трудно порой автору дифферен­ цировать эти три момента от заигрыва­ ния, навязывания знаний, назидательности. А придирчивый и скептический подросток, часто негативно настроенный, очень чутко улавливает фальшь. Мне довелось быть свидетелем, наблю­ дать, к а к воспринимали стихи те, д л я кого они были написаны. Особенно им Н|за- вилось Стихотворение «Ехали медведи на велосипеде». При словах: Я подумал: «Пусть-ка Вася на подаренном мопеде уезжает, (обновляя свой подарок дорогой. Впереди его — медведи едут на велосипеде. Скоро, может, мы услышим не «гы-гы», а «оЙ-ой-ойк..— раздавался такой понимающий хохот, что становилось ясно — стихи попали в цель. Работа в детской литературе продолжа­ ется... Переведена книга стихов для детей бурятского поэта Цырена-Базара Бадмаева «Хотошо», создаются новые стихи.:. Александр Романов работает не только над детской прозой, он пробует себя и в прозе для взрослых. В повестях «Клад на двоих» и «Остается будущее» он пытается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2