Сибирские огни, 1980, № 5
188 Н ЕЛЛИ ЗАКУСИНА и поверх — одеяло. В каждом беженцы. В каждом семья и дела. Как нам пятого в те времена не хватало! Здесь же мы встречаем и точное опре деление времени: «В каждый люди всели лись надолго, всерьез, в них не детское, взрослое горе стояло». И точные слова о быстром взрослении детской души, име ющей право принимать р е ш е н и я : «Я оставил свой дом, я махнул за Урал, пятый угол мне нужен, медвежий хотя бы». Пятый угол, где ветрам, дерзаньям — простор, где под спудом земли — нефть, руда и алмазы, где подъемы круты, где еще до сих пор человека нога — не ступала ни разу... Первая книга Александра Романова «Ожидание встречи» вышла в 1962 году в Новосибирске, когда автору было уже 32 года. Поэтическая биография была еще коротка — первое стихотворение написано в 26 лет. И нет ничего удивительного в том, что отдельным его стихам свойственно стремление закрепить «собственными» словами уже прочитанное, «написать не хуже». Но в первой книжке было не толь ко «прочитанное», было «пережитое», «вы страданное». Вот, к примеру, стихотворе ние «Марсиане». Сенсационная в ту пору тема иноплане тян, картины фантастических гипотез за хватили и Александра Романова. Но такая щемящая нота человеческой тоски вдруг звучит в этих стихах, что нет никакого со мнения — стихи о земном, о насущном. И нет ничего фантастического в остром, несбыточном человеческом желании уви деть в толпе марсиан «далекое, любимое земное лицо усталой матери моей!» Первая книга поэта интересна вообще. Первая книга, ставшая для поэта прош лым,— интересна вдвойне. Если мы встретим в лесу родничок и он освежит нас, напоит, всегда ли нас заинте ресует дальнейший его путь? Наверное, только тогда, когда нам покажется, что наши дороги совпадают, что он приведет нас куда нужно. Но если мы знаем, что этот ручеек — начало знакомой нам большой реки, не охватит ли нас тайное желание открыть, узнать его истоки? Первая книга Александра Романова ска зала нам, а остальные подтвердили и убе дили нас в том, «что судьбы и удачи осно ва — это, в первую очередь, крепкая вера в себя...» Да, надо уметь верить в себя, тогда и время поверит в тебя; надо уметь отдавать себя во имя жизни, и тогда обретешь Судьбу. Эта мысль особенно отчетлива в корот ком стихотворении «Тополь»: В ряду других он не казался выше. Порою надоедливо скрипел. Но молнию. что метила нам в крышу, рванувшись вверх, перехватить успел! Поэзия 60-х годов, как известно, вызва ла необычайный взрыв интереса к ней сб стороны широкой публики. Интерес, прав да, часто заглушал чувство вкуса. Читалось, слушалось, глоталось все «поэтическое», зачастую без разбора. Непостижимым об разом уживались подчас образцы высокой поэзии со стихами пошлыми, безвкусными. 'За бойкими голосами многих, сейчас уже забытых и полузабытых поэтов порой не было слышно по-настоящему искренних, раздумчивых, спокойных стихов. Не слиш ком подготовленная аудитория восприни мала их как «старомодные, наивные». Сложное было время для поэзии. Одни поэты искали дешевой популярности, дру гие, раздавленные мощным гулом не столь ко читающей, сколько слушающей публи ки, так и не сумели оправиться и не состо ялись; третьи же, впитывая все, что происходит вокруг, создавали из вопросов и тем, диктуемых самой жизнью, с в о е в р е м я в поэзии. Если Александр Романов произносит та кие слова: «топограф идет по планете, как вечный художник ее»,— то произносит он их не под влиянием того, что вдруг все за говорили, затрубили о бережном отноше нии к природе, а потому, что в этом суть его поэзии т о г о в р е м е н и . Дотошные, как ювелиры, мы по родной земле идем. Вот придирчивый взгляд художника, со знающего свою ответственность: Торопясь, прохожу года. Как деревья тянутся к свету, я тянусь к доброте всегда. Наивно. Светло. Доверчиво. Может быть, слишком по-юношески для зрелого чело века. Но, возможно, это происходило от того, что Александр Романов поздно стал писать стихи и слишком быстро проходил все стадии поэтического роста. Потому и естественны для этого периода его твор чества такие мотивы: Где ж мой аленький цветочек в этом каменном лесу? Но вот рядом возникают стихи, в кото рых простое наблюдение оборачивается таким глубинным видением, что сколько бы ни перечитывал эти строки, они всегда будут отдаваться в сердце: Березы Плачут. Руки, то есть ветви, как руки, нет, как плети, опустив. Так у Александра Романова начинается период оценки пройденного, взвешивания уже сделанного. Сейчас, когда перечитыва ешь стихи Александра Романова заново, ви дишь всю неровность этого периода. Тут и откровенная декларация: «А чем, друг мой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2