Сибирские огни, 1980, № 5
ГЕОРГИЙ МАРКОВ — КОРРЕСПОНДЕНТ ФРОНТОВОЙ ГАЗЕТЫ 185 Скупой на похвалу редактор, не отрыва ясь, прочел руко'пись, дал ей «зеленую улицу» ,и представил корреспондента к вне очередному майорскому званию и к награ де. В наградном листе, в котором было учтено и ходатайство комдива Лазарева, говорилось: «Писатель Марков Г. М. во время боевых действий находился в 17-й армии, лично принимал участие в боях пе редовых отрядов и вместе с армией совер шил трудный поход через монгольские степи и Хинганский хребет. За полутораме сячный срок своей, командировки испытал на себе все трудности боевых действий в пустыне, увидел воинов в трудных боях и, помимо работы над газетными корреспон денциями, собрал богатый материал для большой повести «Солдат пехоты» — о ге роическом подвиге советской пехоты на полях Маньчжурии. Первая часть этой пове сти уже закончена и сдана в печать... За яркий, художественный показ героиз ма воинов нашего фронта капитан Мар ков Г. М., ранее награжденный медалью «За боевые заслуги», достоин награждения орденом Отечественной войны II степени». Повесть «Орлы над Хинганом» печаталась с продолжением на страницах фронтовой газеты «Суворовский натиск». Бойцы За байкальского фронта читали ее через два месяца после окончания военных действий. IV После воййы Георгий Марков ушел в за пас, уехал в Иркутск, вернулся к литератур ному труду. Им снова овладел могучий об раз суровой Сибири. Через несколько лет он заканчивает вторую книгу романа «Стро говы», удостоенного Государственной пре мии, затем пишет еще три романа — «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь» — и стано вится признанным певцом Сибири. А как же с военной темой? Неужели на творчестве писателя не сказалось его четы рехлетнее пребывание в армии? Безусловно, сказалось. Не могло не сказаться, ведь био графия любого писателя, его жизненный опыт во многом определяют характер его творчества. Поэтому не случайно в творчест ве Георгия Маркова достойное место зани мают произведения, посвященные защит никам восточных рубежей нашей Родины — воинам Советской Армии, в рядах которой он находился нз один год. Недавно вышла в свет его повесть «Моя военная пора». Написана она в форме дневниковых записей, что позволило писа телю с подкупающей доверительностью и предельной искренностью показать трудную жизнь воинов-забайкальцев, бдительно ох раняющих нашу государственную границу. Повесть по достоинству оценена критикой и читателями. Отмечу лишь то главное, что определило ее вес и значение в нашей ли тературе о войне,— это жизненная и худо жественная правда в изображении военной обстановки на востоке в период «великого противостояния», достоверность в описании дум и поступков бойцов, несущих опасную, полную тревог службу на восточных рубе жах нашей Родины. Здесь все верно — и де тали военного быта, и внутренний мир ге роев, не ведавших, что с ними будет завтра или в следующую минуту, но готовых вы полнить до конца свой воинский долг. У писателя была возможность литератур но обработать свои старые дневниковые записи, обогатить их новыми мыслями, упо требив свое возросшее мастерство. Но он не стал этого делать, остался перед собой и перед другими таким, каким был в дале кие годы войны. И от этого повесть только выиграла — стала ценнейшим человеческим документом, как бы исповедью воина, ока завшегося по воле судеб в войсках, о ко торых не писали в сводках Совинформ бюро. Высокой идее защиты социалистического Отечества посвящена и названная выше по весть «Орлы над Хинганом», написанная по горячим следам войны на востоке. Цен ность ее состоит не только в том, что в ней ярко показан подвиг советского солдата на востоке в августе 1945 года, но и в том, что в ней убедительно раскрыта подготовка к / подвигу, необходимые условия для его проявления — воинское мастерство, отлич ная боевая выучка. Мысли о значении воинского мастерства как необходимого условия для подвига особенно полезны для наследников боевой славы, стоящих ныне на страже наших гра ниц. Молодой воин, прочтя эту книгу о по двиге своих отцов, поймет, что подвиг не рождается из ничего. Ему предшествует кропотливая подготовка, мобилизация всех моральных и физических сил. Серьезными раздумьями о том, что есть подвиг и как следует поступать воину, что бы сполна исполнить свой воинский долг, пронизан рассказ «Трактат о подвиге». Убедительно звучат в рассказе заключи тельные слова командира полка, обращен ные к молодому лейтенанту: — Подвиг — это понятие многогранное,— говорит командир.— Я—участник трех войн, и не теоретически, а опытом изведал суть этого понятия. Иногда подвиг требует се кунд, иногда часов, но очень часто—многих лет, а порой и целой жизни. Но в какой бы форме ни проявлялся подвиг, какой бы ха рактер он ни носил — истоки его одни: цельность души человека и высокая осо знанность им своего места в жизни. За время войны Георгий Марков написал десятки подобных рассказов и очерков, вложив в них богатый опыт, приобретенный во время службы в армии. Они были напе чатаны во фронтовых газетах «На боевом посту» и «Суворовский натиск» и стали как бы памятью или свидетельством пребыва ния его в армии. Однако памятью о военной поре Георгия Маркова являются не только написанные им книги, но и книги многих военных писате лей, которые взялись за перо под его влия нием, по его совету, с его большой помо щью. Немало их теперь трудится в литера туре. Целая забайкальская рота1 Как-то в канун Дня Победы в Союз писа телей прибыли представители Совета вете ранов Забайкальского фронта для вручения писателям-забайкальцам почетных знаков. (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2