Сибирские огни, 1980, № 5

Б У Д Н И П О Д В И Г А - 177 только за то, что она ушла защищать зем­ лю, по которой бегала на слабеньких еще ножках русоголовая девочка, ее дочь? Не­ ужели только за то, что она всеми мысли­ мыми силами, всем разумом и материнской любовью, совершенно не сознавая этого, сохранила свою жизнь для той девочки, ее дочери?» Ольга, впрочем, обосновывает свою не­ нависть, обосновывает жестко, но по-сво­ ему логично: «Постарайтесь запомнить мои слова. Так вот, родить ребенка теоретиче­ ски может каждая женщина, но это еще не значит, что она имеет право носить высокое имя — мать. Это право получает лишь тот, кто дал ему образование, кто, наконец, до­ стойно, с честью, пронес это высокое имя. Как вы понимаете, этого о вас я сказать не могу». Но на поверку логика эта оказывается бездушной прагматикой. Ольга душевно глуха и в высшей степени эгоистична. Ма­ териально обеспечить и дать образование— вот и все, в чем, по ее мнению, должна за­ ключаться материнская забота. Поэтому нет в ней ни души, ни памяти, той самой памя­ ти, которая подвиги старших во имя буду­ щего делает могучим нравственным потен­ циалом новых поколений. И можно быть уверенным, что Ольга никогда ни при каких обстоятельствах не повторит подвига своей матери. ...«Как хорошо, что ты не такая,— поду­ мал я, глядя на грустное лицо своей собе­ седницы. Она привалилась спиной к стенке, и глаза ее совсем утонули в темноте.— Нет, не такая,— убежденно повторил я про себя.— У тебя есть память, память, которая не дает тебе жить безмятежно и благодуш­ но. В нас каждом должна сидеть эта па­ мять. Она помогает .нам быть сильными, цельными и едиными. Она помогает быть нам великой нацией». «И опять ненароком припомнилась ей вой­ на,— пишет В. Сукачев,— и то, как хоронили товарищей в воронках, окопах, торопливо присыпая землей, над холмиками земли вместо крестов оставалась каска или пилот­ ка, и уже те, кто шел за ними следом, не знали, кто здесь похоронен и как смерть от войны принял. И сколько их, таких вот мо­ гилок, земляных холмиков, под пилотками и касками осталось на земле. И всех приня­ ла земля, и новых людей взамен дала, и кому ведомо, лучше они тех, под холмика­ ми, красивее или же не удались статью, не вызрели душой. Кому это ведомо — нико­ му. Они выросли без войны и, слава богу, научились жить хорошо и от жизни многого требовать, и это не беда, пусть требуют, пусть живут в счастье и радости, потому как на этот век бед и зла и без того достаточ­ но. Только бы не забывали, что это счастье беречь надо пуще своего глаза и жизни своей, потому как добывалось оно слиш­ ком уж дорого, чтобы растерять его за здорово живешь, по лености или туго- умию». 12 Сибирские огни № 5 Хорошо, что молодые писатели, берущи­ еся за военную тему, отдают себе в этом отчет. И знаменательно то, что со всей ме­ рой строгости подходят к своему поколе­ нию. А может быть, и не нужно нам все это? Может быть, героизм — отличительная чер­ та предвоенного поколения, а в наше, мир­ ное время она просто ни к чему? «Я невоенный, невоенный-невоенный... Место в строю не мое»,— рассуждает один из героев повести С. Радченко «Полоса препятствий» студент Мигуля. И сразу же вспоминаются сотни тысяч совсем «невоенных» советских людей, дс тех пор и винтовки в руках не державших, которые погибли в добровольных дивизиях и народных ополчениях. Невоенных не бывает. В вс>йну все ста­ новятся «ее подушными должниками». Но к этому надо быть готовым. Вот основная мысль молодого писателя С. Радченко. Рассказывая об учебных военных сборах студентов университета, автор старается проследить, как несолдаты становятся сол­ датами. Автор взял интересный, свежий материал. О буднях сегодняшней Советской Армии написано немало, а вот о воспита­ нии воинского долга на военных кафедрах вузов, по сути, ничего. В начале повести перед нами действи­ тельно совершенно невоенная публика, хох­ мачи, язвы, остряки, и к сборам, как и во­ обще к военной службе, относятся со скепсисом и высокомерной снисходитель­ ностью. Новоиспеченным курсантам кажет­ ся, что вовсе ни к чему им всякие-разные военные премудрости. Отбудут они поло­ женные два месяца и вернутся к своим учебникам, к своим главным занятиям. А пока вполуха слушают наставления май­ ора Сокола и не особенно задумываются над его словами. А между тем майор гово­ рит вещи, которые каждому молодому че­ ловеку надо знать, как азбуку: «Товарищи курсанты! У вас. Очень. Много прав. Но священное — это право учиться защищать нашу Родину. Мне даже не хочется назы­ вать это обязанностью... Товарищи курсанты, обучаясь в универ­ ситете, вы должны постичь трудную науку защиты социалистических завоеваний. Это и есть ваш главный предмет, основная про­ фессия. А возможность изучать и приме­ нять знания в других областях зависит от того, насколько квалифицированно вы су­ меете постоять за свою страну, за идеалы социализма, за мир на земле. Одного пат­ риотизма мало. Диалектика вопроса тако­ ва: для того, чтобы иметь мир, нам необхо­ димо знать современное оружие и закреп­ лять навыки во владении им. Нынешнее международное положение и высокий уровень развития военной техники заставляют предположить, что в случае че­ го вы все в первый же день окажетесь в передовых частях. И не будет ни боль­ ной печени, ни сердечных обмороков, ни кривых, ни глухих. Все силы пойдут на победу». Вот конкретный ответ по поводу «воен­ ных и невоенных». Майор Сокол настойчиво

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2