Сибирские огни, 1980, № 5
Б У Д Н И П О Д В И Г А - 177 только за то, что она ушла защищать зем лю, по которой бегала на слабеньких еще ножках русоголовая девочка, ее дочь? Не ужели только за то, что она всеми мысли мыми силами, всем разумом и материнской любовью, совершенно не сознавая этого, сохранила свою жизнь для той девочки, ее дочери?» Ольга, впрочем, обосновывает свою не нависть, обосновывает жестко, но по-сво ему логично: «Постарайтесь запомнить мои слова. Так вот, родить ребенка теоретиче ски может каждая женщина, но это еще не значит, что она имеет право носить высокое имя — мать. Это право получает лишь тот, кто дал ему образование, кто, наконец, до стойно, с честью, пронес это высокое имя. Как вы понимаете, этого о вас я сказать не могу». Но на поверку логика эта оказывается бездушной прагматикой. Ольга душевно глуха и в высшей степени эгоистична. Ма териально обеспечить и дать образование— вот и все, в чем, по ее мнению, должна за ключаться материнская забота. Поэтому нет в ней ни души, ни памяти, той самой памя ти, которая подвиги старших во имя буду щего делает могучим нравственным потен циалом новых поколений. И можно быть уверенным, что Ольга никогда ни при каких обстоятельствах не повторит подвига своей матери. ...«Как хорошо, что ты не такая,— поду мал я, глядя на грустное лицо своей собе седницы. Она привалилась спиной к стенке, и глаза ее совсем утонули в темноте.— Нет, не такая,— убежденно повторил я про себя.— У тебя есть память, память, которая не дает тебе жить безмятежно и благодуш но. В нас каждом должна сидеть эта па мять. Она помогает .нам быть сильными, цельными и едиными. Она помогает быть нам великой нацией». «И опять ненароком припомнилась ей вой на,— пишет В. Сукачев,— и то, как хоронили товарищей в воронках, окопах, торопливо присыпая землей, над холмиками земли вместо крестов оставалась каска или пилот ка, и уже те, кто шел за ними следом, не знали, кто здесь похоронен и как смерть от войны принял. И сколько их, таких вот мо гилок, земляных холмиков, под пилотками и касками осталось на земле. И всех приня ла земля, и новых людей взамен дала, и кому ведомо, лучше они тех, под холмика ми, красивее или же не удались статью, не вызрели душой. Кому это ведомо — нико му. Они выросли без войны и, слава богу, научились жить хорошо и от жизни многого требовать, и это не беда, пусть требуют, пусть живут в счастье и радости, потому как на этот век бед и зла и без того достаточ но. Только бы не забывали, что это счастье беречь надо пуще своего глаза и жизни своей, потому как добывалось оно слиш ком уж дорого, чтобы растерять его за здорово живешь, по лености или туго- умию». 12 Сибирские огни № 5 Хорошо, что молодые писатели, берущи еся за военную тему, отдают себе в этом отчет. И знаменательно то, что со всей ме рой строгости подходят к своему поколе нию. А может быть, и не нужно нам все это? Может быть, героизм — отличительная чер та предвоенного поколения, а в наше, мир ное время она просто ни к чему? «Я невоенный, невоенный-невоенный... Место в строю не мое»,— рассуждает один из героев повести С. Радченко «Полоса препятствий» студент Мигуля. И сразу же вспоминаются сотни тысяч совсем «невоенных» советских людей, дс тех пор и винтовки в руках не державших, которые погибли в добровольных дивизиях и народных ополчениях. Невоенных не бывает. В вс>йну все ста новятся «ее подушными должниками». Но к этому надо быть готовым. Вот основная мысль молодого писателя С. Радченко. Рассказывая об учебных военных сборах студентов университета, автор старается проследить, как несолдаты становятся сол датами. Автор взял интересный, свежий материал. О буднях сегодняшней Советской Армии написано немало, а вот о воспита нии воинского долга на военных кафедрах вузов, по сути, ничего. В начале повести перед нами действи тельно совершенно невоенная публика, хох мачи, язвы, остряки, и к сборам, как и во обще к военной службе, относятся со скепсисом и высокомерной снисходитель ностью. Новоиспеченным курсантам кажет ся, что вовсе ни к чему им всякие-разные военные премудрости. Отбудут они поло женные два месяца и вернутся к своим учебникам, к своим главным занятиям. А пока вполуха слушают наставления май ора Сокола и не особенно задумываются над его словами. А между тем майор гово рит вещи, которые каждому молодому че ловеку надо знать, как азбуку: «Товарищи курсанты! У вас. Очень. Много прав. Но священное — это право учиться защищать нашу Родину. Мне даже не хочется назы вать это обязанностью... Товарищи курсанты, обучаясь в универ ситете, вы должны постичь трудную науку защиты социалистических завоеваний. Это и есть ваш главный предмет, основная про фессия. А возможность изучать и приме нять знания в других областях зависит от того, насколько квалифицированно вы су меете постоять за свою страну, за идеалы социализма, за мир на земле. Одного пат риотизма мало. Диалектика вопроса тако ва: для того, чтобы иметь мир, нам необхо димо знать современное оружие и закреп лять навыки во владении им. Нынешнее международное положение и высокий уровень развития военной техники заставляют предположить, что в случае че го вы все в первый же день окажетесь в передовых частях. И не будет ни боль ной печени, ни сердечных обмороков, ни кривых, ни глухих. Все силы пойдут на победу». Вот конкретный ответ по поводу «воен ных и невоенных». Майор Сокол настойчиво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2