Сибирские огни, 1980, № 5
А Л Е К С Е И Г О Р Ш Е Н И Н 176 — Кому-то надо идти,— вздохнула Сера фима.—; Из каждой семьи должен быть солдат. Иначе мы его не одолеем». Так может думать только истинно русская женщина. Несомненно, что такое же чувст во одолевало и распутинскую Настену. И именно несоответствие создавшегося по ложения с тем, как должно быть по совести и сердцу, стало причиной ее трагедии. Ка залось бы, не их бабья забота — военные дела. Им — сидеть дома, растить детей. Во евать найдется кому. Но в том-то и сила таких цельных натур, как Настена и Сера фима, что для них не существует какой-то мелкой бабьей правденки, замыкающейся только на домашнем очаге. Сознание Выс шей Справедливости заставляет Серафиму, покинув дом, семью, отправиться на фронт. История, рассказанная В. Сукачевым, од. новременно проста и драматична. Хотя, в общем-то, не уникальна. Сколько таких ре альных женщин-добровольцев в разных ро дах войск прошли сквозь огонь Великой Отечественной! Скольким литературным героиням стали они прообразами! Судьба таких, как Серафима, просматривается и в образе Гули Королевой из известной всем нам с детства повести Н. Ильиной «Четвер тая высота», и в лирической героине Юлии Друниной, и в девушках-зенитчицах из по вести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» И, может быть, не стоило бы вновь обра щаться к этой теме молодому писателю, родившемуся в победный год войны и, ес тественно, знающему о ней понаслышке, если бы не два веских, на мой взгляд, об стоятельства: потребность сказать свое сло во о великой трагедии народной и жела ние взглянуть на дела старших глазами дру- того поколения. Поразительно, но факт: потребность вне сти свою лепту в изображение войны стала едва ли не всеобщей потребностью моло дого писательского поколения. Тот же В. Распутин (по нынешним меркам писатель еще молодой) с войной, как говорится, и рядом не был, но тем не менее сумел ¿ 0 3 - дать правдивое художественное произведе ние именно о человеке с войны. То же са мое относится и к А. Лиханову. Незадолго до войны родились А. Акулинин и О. Алек сеев. Не был участником войны и А. При- ставкин. В. Поволяев в статье «О чем пишут мо лодые» («Октябрь», 1979, № 3) приводит интересное наблюдение. Участвуя в состав лении сборника «Мы — молодые», он об ратил внимание на то, что на втором мес те после темы труда у молодых авторов стоит тема войны. О чем это говорит? А го ворит это о том, что война не есть только воспоминания прошедших дней, свершив шийся факт прошлого. Для современных молодых литераторов — это скорее «вос поминания о будущем», точнее — воспоми нания для будущего. Есть такая сцена в повести «Военная». К Серафиме приезжает в гости ее фронто вой друг Никита Богомолов. Заходит на ого нек односельчанин Осип, тоже фронтовик, и начинается долгий разговор о боевых буднях. «Серафима прислушалась к разговору мужиков и впервые удивилась тому, что как бы ни были тяжелы воспоминания, а память все возвращается туда, а войну, которую теперь, через тридцать лет, хочется понять как-то по-иному». В этих-то словах и таится объяснение то го, зачем продолжают писать о войне, осо бенно люди молодые, войны «не нюхав шие». «Хочется понять по-иному»... Это ведь больше относится не к фронтовикам, а к их детям и внукам. Да и сам В. Сукачев смотрит на судьбу Серафимы, конечно же, глазами своего по коления. Отсюда упор прежде всего на нравственную сторону темы «человек и война». До Берлина дошла Серафима Лукьянова. Все пришлось ей испытать: и страх, и уни жения, и окопное «мать» и «переметь», и первую светлую, короткую, но единствен ную настоящую лк?бовь к командиру бата реи лейтенанту Пухову. Но война для Сера фимы не закончилась с последним выстре лом. Самое страшное ожидало ее дома. Еще на фронте она узнает, что против нее настраивают ее собственную дочь. «Матвей на ее письма не отвечал... До со рок третьего года писал ей свекор, от ко торого она узнала, что через месяц после ее отъезда Матвей стал похаживать к Варь ке Рындиной, а в сорок третьем, схоронив отца, совсем перебрался к ней. И еще узнала, что Оленька зовет Варьку мамой, а про нее, Серафиму, говорит: «Мама меня босива, мама нехороса». Пользуясь ошибочной похоронной, кото рую присылают на Серафиму, Варвара, же лая во что бы то ни стало накрепко привя зать к себе Матвея, удочеряет и переводит на свою фамилию Оленьку. Серафима те ряет самое дорогое на свете, ради кого жи ла и проливала кровь,— дочь. Деревня есть деревня. Здесь свой нрав ственный суд, нередко не совпадающий с общепринятыми моральными нормами. И мы становимся свидетелями, как мало- помалу мещанская подделка под правду перевешивает настоящую большую правду. Бросила, ушла от родного дитя. А куда, за чем— дело десятое. Главное — бросила. Раз так, значит, какая она мать! Но это было бы полбеды, если бы дело ограничилось только сплетнями соседей да кривотолками односельчан, не пожелавши ми вникнуть в суть поступка Серафимы. В. Сукачев идет дальше. Ему недостаточно показать конфликт в среде одного поколе ния. В конце концов, Серафима выше спле тен. Подлинная трагедия ее в том, что ее не захотела понять собственная дочь, приняв за аксиому мелкую мещанскую правденку. И вот Ольгин-то суд со своей жестокой не справедливостью страшнее всего для Сера фимы. «...Вся эта жизнь, прожитая бурно и су рово, была посвящена человеку, который так непримиримо ненавидел ее. За что? Не ужели только за то, что она поступила, как велела совесть, как велел разум и великий человеческий инстинкт матери? Неужели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2