Сибирские огни, 1980, № 5
174 А Л Е К С Е И Г О Р Ш Е Н И Н осмыслению такой глубокой темы, как тема войны, еще раз убеждает при чтении пове стей А. Акулинина «Плач конопатого маль чика» и О. Алексеева «Черные острова». Оба произведения на традиционную тему военного детства. Сюжет «Плача конопатого мальчика» из вестен еще со времен древнегреческой драматургии — сын не узнает отца. Рыжий Горька, главный герой повести, не узнает отца в солдате, остановившемся в их доме на отдых. Довольно странно, если учесть, что мальчишке в это время лет 12, а перед войной было 8, и отца Горька должен пом нить вполне сознательно. Зат^ соседской бабке показалось, что и взаправду прихо дил Горькин отец, да, не дождавшись при вета, отправился дальше. Вернувшаяся на другой день из больницы мать посылает сына догонять солдата. И к концу повести мальчик догоняет его, но... «Горька по-за плетнем из тесного проул ка выбрался, а отец наперерез шел. Не шел, плелся. Тревожно заколотилось серд це, в ноги слабость ударила. Он прислонил ся к плетню. Сейчас отдышится, успокоится и выйдет навстречу и скажет: «Папанька, куда же ты? Нет, не так... Батя, пошли до мой!..» По ту сторону плетня старая сгорбленная старуха вместе с молодухой прямо на ули це моют горшки. От теплой воды исходит парок... Вдруг молодая выпрямилась, уро нила горшок. — Маманя, глянь, братик! Горька еще ничего не понял, только ноги отказались двинуться с места. Старуха запустила пальцы в седые воло сы, и, опрокидывая горшки, бросилась на встречу солдату. — Васятка, сынок! Дитенок... И молодая, и старая тискали долгождан ного гостя, уливая слезами радости. А за углом, всего в нескольких метрах от них, свершалась великая боль: там, уткнув шись лицом в старый плетень, плакал коно патый мальчик». Конечно, жизнь и не такое может пре поднести. Но любая жизненная ситуация будет естественной и органичной только в контексте других событий, больших и ма лых, близких и далеких. В повести же А. Акулинина действие держится на наро читой случайности, которая сохраняет прав доподобность, если рассматривать ее в «чи стом» виде, в отрыве от жизненного пото ка, и оказывается несостоятельной вне его. Наличие факта, повторяю, описываемого автором, не исключено, но не просто и да леко не всегда можно голую правду факта довести до правды художественной. Вспоминается «Судьба человека» М. Шо лохова. Точнее— одна поразительная де таль. Ванюшка (а он гораздо младше Горь ки), уже поверив в найденного отца, вдруг спрашивает Андрея Соколова, куда делось кожаное пальто, которое отец до войны всегда вешал в прихожей. Всего одной де талью Шолохов обнаруживает себя велико лепным знатоком детской психологии. Буд то и ни к чему упоминать про какое-то ко жаное пальто. Но без этого штриха не будет правды детского характера (детская память удивительно цепка), не будет естественно сти и жизненности его развития. А вот повесть «Плач конопатого мальчи ка» из-за заданности ситуаций воспринима ется как довольно расхожая (в духе ин дийских фильмов) мелодрама со всей вытекающей отсюда фальшью характеров и поступков. У повести О. Алексеева «Черные остро ва» другой грех. Написана она плоско, пря молинейно. Воспоминания просто переска зываются с протокольной сухостью. Ну, мо гут ли взять за душу такие вот сообщения (цитирую наугад бросившиеся в глаза абза- цы )? „ «Потом пришли фашисты, мы прятались в лесу, в глубоком песчаном окопе. Когда перестали стрелять, мать взяла на руки братишку, и мы пошли в деревню...» «Война все перевернула. На смену прос той и понятной жизни пришла непонятная, жестокая, страшная». «Мы жили в постоянном страхе, как и все люди в нашей деревне. Но матери, как и другим матерям, было всех страшнее: она боялась за маленьких своих детей». Или такой плакат: «Партизан становилось все больше и больше, началась настоящая народная война. Прежде партизанам не хва тало людей, оружия. Но подросли маль чишки, оружие стали привозить самолеты, и пожар борьбы заполыхал вовсю». Из подобной информации повесть в ос новном и состоит. Не думаю, что от этих стертых, нейтральных слов читатель проник нется авторской болью и закипит правед ным гневом. Повесть «Черные острова» сопровождена подзаголовком «повесть-воспоминание», на страивающим читателя на особый лад. Сра зу возникает ожидание чего-то нового, свежего. В данном случае важна становится не сама фабула рассказа (мы и так в общих чертах знаем, о чем будет вестись речь), а то, как известный материал будет осмыс лен, какими оттенками чувств наполнен, ка кими новыми красками выразится. Книг о военном детстве выпущено у нас много, и каждому вновь затрагивающему эту тему необходимо не только заставить читателя поверить ему, писателю (пове- рить-то как раз и не трудно); главное — по трясти. Повесть О. Алексеева едва ли может по трясти, поскольку она страдает именно отсутствием художественности. Но, может, автор задумывал вещь сугубо документальную, и тогда все станет на свои места? На первом месте будет стоять факт, а не художественность. Недаром О. Алексе ев делает такую оговорку: «В повести нет ничего придуманного, вымышленного, она вся в том, что было на самом деле — с нами, с нашими соседями, с целым краем». Но дело в том, что и в этом случае просто очередные сообщения о войне (какой бы новизной они ни располагали), не осмыс ленные художественно, не пропущенные через душу и сердце писателя, не возыме ют желаемого действия. Нельзя забывать, что и документальная проза должна обла-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2