Сибирские огни, 1980, № 5
Б У Д Н И П О Д В И Г А 173 сердце Пряхина нерастраченной доброты и совестливости, любви и сострадания к лю дям, что он почувствовал себя убийцей. Он даже пытается застрелиться в порыве от чаяния, но тут же настигает его мысль: «За стрелиться хотел? Нет, ты иди, ступай впе ред, да глаза пошире открой, не прячь, от. крой глаза и посмотри, что ты хоть и не по своей воле наделал». Не сразу, не вдруг, но приходит в конце концов Пряхин к единственно верному для себя решению: все силы отдать дочерям- сиротам хлебовозчицы, и не ради искупле ния вины своей, которой фактически и нет, а ради счастливого будущего этих нелепо и трагически лишившихся матери детей. Физически надорванный после ранения Пряхин разгружает по ночам вагоны, чтобы хоть как-то поддержать девочек. А когда старшая из них заболевает тифом,/ без ко лебания идет на донорский пункт, потому что донорам выдавались так необходимые больной масло, яйца, сметана. Однако Пряхину важно не только мате риально поддержать семью погибшей. Еще больше заботит его то, как преодолеть сте ну отчуждения, возникшую после гибели матери между ним и девочками. А их дове рие крайне необходимо ему, он чувствует, что они, как никто иной, стали близки ему. «Он представил: кончится война, и жизнь пойдет дальше, станет он, коли выживет, глухим стариком, и людям, которые теперь воюют, голодают, страдают, придут на смену другие люди, вот эти, как Лида, и уже они станут взрослыми людьми — жен щинами, мужчинами. И Лида будет лю бить— непременно крепко и верно! — ей удастся это лучше гораздо, непременно лучше, чем некоторым из предыдущих лю дей. И эту, теперь пока девочку, тоже ста нут крепко любить в ответ, и у Лиды будут дети, непременно красивые, в нее, дети, которым война, и карусель, и картофелины, принесенные им, Алексеем, с разгрузки в кармане шинели, покажутся чем-то неправ доподобным, далеким, смутным... Пряхин вздрогнул. Вот когда утихнет по- настоящему его боль». За это и борется изо всех сил Пряхин. В этом и есть его, «пряхинская», война. Как видим, писатель поверяет Пряхина на изломе не менее трудном, чем отчаянная атака во весь рост или альтернатива выбо ра перед лицом смерти. Здесь тоже вы бор, выбор добровольной и тяжелейшей ответственности за судьбу будущих поко лений. Особое место в повести «Голгофа» при надлежит любви. Герои повести — и сле пой гармонист, бывший капитан Анатолий, и квартирная хозяйка Пряхина тетя Груня— понимают любовь как нечто более высокое, нежели близость одного человека к дру гому. «Вот говорят: любовь, любовь... Конечно, любовь все держит. Но не та, не любовь мужчины к женщине и женщины к мужчи не, а любовь человека к человеку. Это — высшее». В этой-то любви и обретает себя вновь Пряхин, этой любовью прокладывает он путь к счастью осиротевшим девочкам. И именно эта высочайшей пробы любовь, а не слепая ненависть к врагу, в конечном счете, объединила и спаяла советских лю дей в час великих испытаний, стала непре одолимым заслоном звериной морали фа шизма. И поныне эта любовь является есте ственным водоразделом, который четко отмежевывает социалистический гуманизм от морали современного буржуазного общества, в котором, чтобы выжить, а тем паче выбраться повыше, надо наступить на горло ближнему. Однако есть в авторском воплощении любви и доброты, владеющими его геро ями, некоторый перехлест. Сделав любовь двигателем всех поступ ков Пряхина, автор поДчас перестает со блюдать меру, и тогда любовь переходит в христианское всепрощенчество, а доброта в жалостливость и сентиментальность. И са моуничижения Пряхина в таких случаях ста новятся не оправданием его и не доказа тельством от противного, а подлинной харак теристикой, что, естественно, обесценивает этот образ. «— Что Пряхин — Христос? Все проща ющий, все сносящий. Принимающий стра дания как должное, как то, что ему отведе но на роду»,— сам себя спрашивает Алек сей, внутренне протестуя против этого. Но А. Лиханов до того озабочен облагоражи- ванием, возвышением своего героя, что Пряхин и впрямь выглядит порой святым мучеником, взявшимся во искупление гре хов своих (попутно и за грехи чужие) нести тяжкий крест, хотя, как мы уже убедились, вовсе не искупление нужно Пряхину. К восприятию Алексея Пряхина как «бо жьего человека» подводит и сама образно композиционная структура произведения. Повесть сделана по всем канонам «житий ной» литературы. Есть грех, через который надо пройти к будущим благодеяниям, есть искупление, есть учитель, который укажет правильный путь. В роли духовного наставника Пряхина в повести «Голгофа» выступает простая рус ская женщина тетя Груня. Она — воплоще ние доброты и человеколюбия, но, гипер трофировав эти ценные сами по себе каче ства, писатель превратил тетю Груню в ходячую добродетель, живой кодекс хри стианских заповедей. Для Пряхина она как поводырь, постоянно направляет и контро лирует каждый его шаг. Конечно, здесь, так же, как, скажем, и во взаимоотношениях Андрея Долгушина и Васьки, ощущается преемственность поколений, эстафета гума нистических начал. Беспредельное человеко любие, которым заражает его тетя Груня, Алексей передает девочкам-сиротам, и, можно быть уверенным, те в свою очередь высшей любовью к людям наделят детей своих. Тем не менее, постоянно действуя по совету и подсказке тети Груни, Пряхин теряет личностную самостоятельность. За крадывается даже мысль: а что, как не бы ло бы рядом духовницы, смог бы он прий ти к своему нравственному подвигу? То, что сентиментальность и слезливость вовсе не способствуют художественному
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2