Сибирские огни, 1980, № 5
Б У Д Н И П О Д В И Г А 17 ) И это говорили выходцы из богатейших дворянских семей России, которые имели и блестящие по тому времени образование и воспитание, и не менее блестящие перспек тивы на пути к чинам и карьере. Чего же недоставало им? А недоставало обществен ной справедливости, равных прав для каж дого, счастья и благополучия для всех, а не только избранных. Материальное не зада вило в декабристах духовное. Обществен ное самосознание было развито в них на столько сильно, что постоянно ощущали они в себе готовность к самопожертвова нию во имя высшей идеи, идеи освобожде ния народа. Идея эта стала целью, смыслом жизни многих поколений борцов за общественную справедливость. Она вела за собой массы в горнило революционных и освободитель ных сражений. Полностью и окончательно свое воплощение нашла она в образовании и строительстве первого в мире социали стического государства. Но передача идей и традиций одного по коления другому—непростой процесс. Вре мя корректирует и старые идеи, и старые традиции. Новые поколения не перенимают безоглядно опыт старших. Так, скажем, лю дям, не видевшим, не знавшим войны, уже недостаточно только свидетельства очевид цев. Важно не просто проникновение в ду ховный мир человека на войне и его пости жение, но и обязательное соотнесение со своим собственным мировоззрением. Веро ятно, в этом и заключено современное вы ражение преемственности поколений. Вообще проблема «отцов и детей» в ми ровой литературе в большинстве случаев выглядит как борьба нового, народившего ся со старым, отживающим. И только, по жалуй, в современной советской литературе о войне нет этого четко выраженного про тивоборствующего начала. Напротив, бла городное влияние «отцов» на «детей» стало еще одним источником героизма, еще од ним слагаемым нашей победы. Впрочем, сам характер Великой Отечест венной войны, освободительный со стороны советского народа, обусловил такой способ взаимоотношений «отцов» и «детей»: отцы защищали свои семьи, сыновья — матерей, защищали сестер, младших братьев, люби мых, а все вместе — Родину. Своеобразно выглядит преемственная цепь в повести «Солдат и мальчик». О том, кто конкретно оказал влияние на самого Андрея Долгушина, можно только догады ваться, явных носителей этого влияния в произведении нет, кроме бывшего учебно го мастера дяди Паши, но суть влияния тем не менее ясна. Она как бы спроецирована на отношения Андрея и сироты-детдомовца Васьки. В роли наставника в этой связке вы- ступает Андрей Долгушин, боец Красной Армии, с которого мальчик берет пример, учится у него мужеству и стойкости. Не важно, что сам солдат на грани фактическо го дезертирства. То, как он относится к сво ему положению, как заряжен на борьбу с врагом, передается и Ваське. Чтобы как-то помочь солдату, мальчик выигрывает на базаре у жуликов немного денег в карты и покупает продуктов. И вот какой диалог происходит между ними, ког да Долгушин узнает, каким путем добыты деньги: «— Я, дружок, не шучу. Пойми, настоя щие люди этим не занимаются. — А как жить? — Тот вытянул остренькое лицо к солдату. Так и жить. Не врать и не красть. На стоящие люди уважают других людей. — Сейчас война,— убежденно рассудил Васька.—-А красть можно и у жуликов, они нынче во — разъелись! Какая же разница, если все равно кра жа? Тут враг против нас, весь мировой фа шизм навалился. А мы... Что же, мы долж ны, как звери, только бы выгадать да уце леть. Так разве надо? — Нет,— помотал головой Васька. Украли у меня вещи, оружие,— раз мышлял вслух солдат.— А мне гадов бить надо. А я тут, в тылу, как последняя сявка скрываюсь, вместо того, чтобы за нас с то бою грудью стоять». Своим примером солдат учит мальчика, каким, даже в самых сложных и непредви денных обстоятельствах, должен оставаться советский человек. И для забитого детдо мовского ханурика Васьки уроки эти не про шли даром. В самый критический для себя момент, когда пришла пора дать отпор ко ролю детдома Сычу, Васька вспоминает Андрея Долгушина, его спокойное и убеж денное: «Если ты настоящий человек, Васи лий, а твое дело правое, умей же за себя и за свое право постоять перед врагом. Бей его, не бойся!» — Отцы! — вновь появился долговязый студент.— Благодарю за службу! — рявкнул °н, дурашливо приложив ладонь к уху, про тягивая другой рукой возвращаемый коро бок спичек. Был он явно навеселе. Его распирала не уемная молодая энергия, подогретая к то му же пивом и «бормотухой» станционных буфетов. По всему было видно, что душа у него «горела» и требовала чего-нибудь «эдакого». Он стоял, пьяно подбоченясь, длинный, жилистый, голубоглазый, с хиппо вой гривой и несолидным белесым пушком на верхней губе и подбородке, и ждал, по следуют ли возражения. Я внутренне на прягся, готовясь к скандалу. — А ты ее пробовал, службу-то? — на смешливо поинтересовался старик. — А я эту школу жизни заочно прохо жу,— захохотал студент. — Заочно,— встрял и другой старик.— Тебе бы всамделе с наше в окопах лова- пяться на мерзлой земельке да кирзушки родимой потрескать пару годков... — Давай, отец, давай! — нисколько как будто и не обиделся долговязый.— Расска жи, как там было дело под Полтавой! Нет, погоди. Я сейчас. У нас там еще остаться должно... Он проворно исчез из нашего купе, но через минуту появился в сопровождении другого парня, пониже и попроще на вид. Каждый нес по бутылке вина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2