Сибирские огни, 1980, № 5
! 70 А Л Е К С Е И Г О Р Ш Е Н И Н тверже, а нравственно — цельнее многих и многих моих современников. Иначе едва ли смогли бы совершить они, говоря словами Ю. Друниной, «катастрофический прыжок из беззаботного детства в гущу самой большой трагедии, которая выпадала на до лю человечества». Им, почти мальчикам, не имевшим собст венного жизненного опыта, помогла стать в кратчайший срок зрелыми бойцами прежде всего та революционно-романтическая ат-* мосфера, насыщенная героизмом недавней гражданской войны, в которой жило и ко торой дышало поколение, ушедшее со школьной скамьи на фронт. Подвиги героев тех горячих лет еще не успели стать леген дами. О них знали 'из первых рук, они про должали оставаться на памяти живым сви детельством. Судьба Николая Островского, например, складывалась на глазах тех, к ко му он обращался своим творчеством, и его Павка Корчагин был для миллионов юно шей и девушек 30-х годов таким же реаль ным, близким, как строители Комсомоль ска, Магнитки, Днепрогэса. Л. Лазарев прав, отмечая в книге «Это наша судьба»: «Все, чем они (молодежь 30—40-х годов.— А. Г.) обладали, то, что они представляли собой, было результатом общественного воспитания, было, как ска зали бы нынче, уже запрограммировано». В приобретении патриотических чувств общественное воздействие имеет огромное значение. Не успев в начале жизненного пути выработать четкие принципы, моло дежь довольно легко и охотно пользуется заемным идейным капиталом. И от того, ка ким окажется этот капитал, во многом за висит идеологическое, нравственное и по литическое здоровье общества. Снисхо дительность и попустительство в данном вопросе обходятся слишком дорого — по терей человека. Вот они передо мной — ровесники тех, кому сорок лет назад пришлось надеть сол датскую шинель. Остался ли у этих совре менных ребят хоть отголосок былой рево люционности, былой непоколебимости духа? Не «эахипповала» ли от скуки и бесцель ности их душа? Мы и нынче (тем более нынче!) советский образ жизни восприни маем как единственно возможный, но име ем ли мы право про нынешних молодых с твердой уверенностью сказать словами Горького, что «это люди, у которых классо вое, революционное самосознание уже пе реросло в эмоцию, в несокрушимую волю, стало таким же инстинктом, как голод и любовь...»? Обретая право на новую жизнь, то, дово енное, поколение всеми силами рвалось из поля притяжения старого общества, пере житков прошлого. Самое современное на ше поколение, не знающее классовой и ос вободительной борьбы, не испытывающее особых затруднений в приобретении необ ходимых материальных благ, оказывается в реальной опасности завязнуть в болоте ме щанства, возрождающегося на ниве мате риального благополучия. А происходит это потому, что материальные блага, достающи еся нынешнему поколению в готовом виде, зачастую не подкрепляются достаточным духовным запасом. ...К вечеру показался Петровский завод. Расползлись по голым, чуть поросшим чах лым кустарником, сопкам хмурые, уныло се рые, в основном деревянные, улицы, среди которых нет-нет да и вздыбливался белый айсберг современной панельной пятиэтаж ки. Поезд плавно сбавил ход, шел словно крадучись. Поплыли мимо закопченные корпуса старинного металлургического за вода, основанного еще при Петре Первом, груды металлолома у подъездных путей. Через открытые ворота цехов виднелись сполохи огня. Затем нехотя стал поворачи ваться к поезду огромный заводской пруд, такой же пепельно-серый, хмурый в сгуща ющихся сумерках. Здесь, в этих местах, прошли последние годы каторги декабристов. В расцвете сил и молодости в тюрьму Петровского завода вошли семьдесят участников восстания 14 декабря 1825 года. На каменной стене рядом с небольшим зданием вокзала — ба рельефы героев Сенатской площади. Вспы хивает прожектор, и я читаю выбитые в камне имена: М. Бестужев, Н. Бестужев, С. Волконский, М. Лунин, И. Пущин, И. Якуш- кин... У мемориала роится толпа пассажиров. Наверное, здесь никогда не бывает пусто: станция узловая, поезда идут часто. Дали отправление. Красные вагоны, на которых было красиво выведено «Россия», плавно тронулись и пока не спеша, затем все быстрей, все уверенней на каждом стыке покатили мимо застывшей шеренги декабристов. И я подумал, что это симво лично. С каждой минутой, каждым часом, каждым годом все дальше в будущее ухо дит Россия, а память остается. Прозорливо прав был С. Г. Волконский, писавший неза долго до амнистии: «Не грустно умереть в Сибири, но жаль, что из наших общих опальных лиц, костей — не одна могила. Мыслю об этом не по гордости, тщеславию личному: врозь мы, как и все люди, пылин ки; но грудою кости наши были бы памят ником дела великого при удаче для роди ны и достойного для тризны поколений»1. Поражает в декабристах исключительная осознанность, целенаправленность их дей ствий. За два дня до восстания Николаю I стало известно о заговоре. Знали о доносе старшего адъютанта гвардейской пехоты Якова Ростовцева и Н. Бестужев с Рыле евым. Но вот мнения, которыми они обме нялись по этому поводу. БЕСТУЖЕВ. Лучше быть взятым на пло щади, нежели в постели. Пусть лучше узна ют, за что мы погибли, нежели будут удивляться, когда мы тайком исчезнем из общества, и никто не будет знать, где мы и за что пропали... РЫЛЕЕВ. ...Я уверен, что мы погибнем, но пример останется. Принесем собою жертву для будущего отечества!..2 ' Г е с с е н А. Во глубине сибирских руд. М.. «Детская литература». 1965, с. 346. 2 Там же, с. 17—18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2