Сибирские огни, 1980, № 5
1 68 А Л Е К С Е И Г О Р Ш Е Н И Н предателями неожиданно становятся обыч ные, нормальные по всем статьям люди, хо рошие и даже очень хорошие в быту, кото рые, не коснись их оселок испытаний, так бы и прожили, не замутив своей чести, не запятнав репутации до самой смерти. Почти во всех художественных произве дениях, в центре которых находится анти герой, объяснение его поступков, в прин ципе, дается авторами верное: в опреде ленный момент сказывается ограниченность личности, духовная недоразвитость. Но в чем истоки этой ущербности? Что форми рует душу человека (не рождается же он в самом деле героем или негодяем)? И для того, чтобы ответить на эти вопросы, необ ходимо охватить весь диапазон личности героя. Несомненно, что у распутинского Гусько ва все началось раньше того, когда ему, го товому к выписке, вдруг нестерпимо захо телось домой. И все не так^случайно, как выглядит в повести «Живи и помни». Факт неосознанного дезертирства возможен, но сама возможность или невозможность по ступка не будет случайностью. Иначе Гуськов нашел бы в себе силы признаться в содеянном: по пути ли домой, дома ли, а может быть, в тот последний момент, когда еще оставался шанс спасти свою честь,- ос вободить жену и родителей от нравствен ного страдания, послушавшись Настены. Но ее просьба повиниться только приводит Гуськова в ярость. Что-то не на совесть «сработанным» оказалось в многозвенном процессе формирования личности Гуськова, где-то произошел сбой, и сбой этот уло вить было бы не менее важно, чем изобра зить распад личности. В книге «Валентин Распутин» В. Шапошников, достаточно убе дительно проанализировав повесть «Живи и помни», все-таки выдал желаемое за дей ствительное, утверждая, что писатель «бе рет одну человеческую судьбу, один част ный случай и прослеживает все «от» и «до», изображая все вехи падения человека, еди ножды поступившего не по совести, не по долгу, а по прихоти, по «самостоятельному хотению». Повесть А. Приставкина «Солдат и маль чик» тоже вроде бы о дезертире. Украли у молодого новобранца, которого командир части отпустил на несколько часов в город (эшелон готовился к отправке на фронт), винтовку и документы. В родном городе украли. А в доме, где до войны жил глав ный герой повести Андрей Долгушин, уже поселились другие, незнакомые люди. И не кому даже про горе свое рассказать, неот куда ждать помощи. Отчаяние, тоска; безысходность. Но только поначалу герою кажется, что он безнадежно одинок, отчуж. ден. Люди вокруг — не пустота. Работают на победу, ждут домой фронтовиков. Мно гих людей узнал Андрей Долгушин за те не сколько дней, что искал винтовку, были среди них и бандиты, и мародеры, и спеку лянты. Были жалкие обыватели. Но не осо бенно густой оказалась эта накипь. Людей честных и чистых во много крат больше. Соприкасаясь с ними, Андрей обретал уве ренность, силы и непреоборимую ненависть к врагу, желание как можно скорее всту пить с ним в схватку. Как видим, из одной и той же ситуации вырастают две противоположных нравст венных коллизии. Долгушин все силы кла дет на то, чтобы найти оружие и вернуться в строй. Когда ему это не удается, он при ходит с повинной в комендатуру. Гуськов, оступившись, уже не думает о том, чтобы искупить вину. Отныне его заботит только собственное спасение. Иначе говоря, один действует по долгу и совести, другой, дей ствительно, «по самостоятельному хоте нию». Вполне соответствуют выбранной позиции и сокровенные желания героев. Гуськову все больше и больше хочется «умотать ку да-нибудь на край света, где нет людей, разучиться там говорить»... Андрей Долгу шин же постоянно думает о передовой. «Попасть на передовую означало обрести до конца свое место в сегодняшних реаль ных событиях. А цель была единая, святая: бить сколько хватит сил и жизни ненавист ного чужеземца, проклятого фашистского захватчика, уничтожать его до тех пор, по ка он топчет родную землю! Это не были слова. Таких бы слов не произнес Андрей сроду, это было самочувствие его. Оно оп ределило надолго его судьбу». Именно такого «самочувствия» и не хва тает Гуськову. Для него война — скорей же стокая, но необходимая работа, от которой нельзя отвертеться. И работу эту, как вооб ще любую работу, по привычке все делать старательно, Гуськов до поры до времени исполняет добросовестно. Умение русского солдата воевать как ра ботать подмечено еще Львом Толстым. И это в самом деле очень ценная черта. Но некоторые современные писатели идут дальше. Упомянутую способность они счи тают едва ли не главной чертой в героиче ском характере советского солдата, что не совсем соответствует истине. Любая рабо та, как бы добросовестно она ни исполня лась, не освященная искренней любовью и горячим энтузиазмом, не подкрепленная чувством долга и ответственности, будет всего лишь нудной обязанностью. Вот почему устал Гуськов, устал настоль ко, что после трех лет добросовестного ис полнения своих военных обязанностей со рвался и покатился внйз. Предательство и совершается, наверное, чаще всего не вследствие сознательного нежелания защищать Родину, не в силу ка ких-то идейных противоречий, а из-за не устойчивости или же полного отсутствия того самого «самочувствия», которое вла деет Андреем Долгушиным. Если у зрелого мужика Касьяна конкрет ное понимание Родины выпестовалось в постоянных заботах о семье, хлебе насущ ном и колхозных делах, то у молодого бой ца Долгушина пока что в наличии лишь благородный порыв сражаться с врагом. Но за дни вынужденного дезертирства .Анд рей, как человек нравственно развитый, успевает наполниться и конкретным ощу щением Родины. В конце концов, он уже твердо знал, что будет драться и за сироту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2