Сибирские огни, 1980, № 5
166 А Л Е К С Е И Г О Р Ш Е Н И Н глубже, неотвратимей проникает война в их жизнь. «Война... Отныне все были ее подушными долж никами, начиная с колхозной головы и кон чая несмышленым мальчонкой. ...Не только на людях — на всей деревне с ее закоулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предме те в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скор бями, все было окроплено горечью, как по дорожной пылью, и обрело ее привкус». Впрочем, в повести Е. Носова еще не са ма война, а только пролог к ней. Собствен но говоря, в основе сюжета «Усвятских шлемоносцев» лежит увеличенная до мас штабов всей страны сцена сборов русского человека на священную войну. Ни геройства тех, с кем знакомит нас писатель, ни сраже ний, в которых они участвуют, мы так и не увидим (все это в будущем, все за кадром); мы зато видим другое: как собираются в смертельный путь, как прощаются с родной землей будущие солдаты, многим из кото рых предстоит умереть или стать героями, как набираются они сил и мужества к пред стоящим битвам. Отчего именно сцену сборов положил Е. Носов в основу произведения, почему на ней заостряет свое внимание? Да потому, наверное, что как раз сквозь призму про щания писатель получает возможность про следить некоторые важные истоки русско го героического характера. Русский человек, в особенности крестья нин, искони привержен одному четко установившемуся жизненному укладу. На сильственное вторжение в этот привычный, собственными силами и стараниями обуст роенный, а потому кровный, уклад неиз бежно вело к резкой защитной реакции. Свои, честно добытые, радость и счастье человек вообще никогда никому не уступит без борьбы. Тем более русский человек, твердо определивший для себя такой поря док, который дает ему полную возмож ность почувствовать себя на своей земле счастливым и свободным. Недаром с такой обстоятельностью и до тошностью Е. Носов живописует занятия и традиции усвятцев, их повседневную жизнь, спокойную красоту Средней России, что так люба Касьяну и всем тем, кого он олице творяет. Ничего другого не хотел так Касьян, «как прожить и умереть на этой земле, родной и привычной до самой бы линки». И эту могучую силу, силу любви и нерас торжимой привязанности к родной земле, корни которой уходят еще к стародавним временам Куликовской битвы, невозможно сломить. Однако — и автор «Усвятских шлемонос цев» блестяще доказывает эту мысль — лю бовь к родине одновременно и уже, то есть конкретнее, и шире пейзажа за окном, взгляда окрест. Касьян, как и любой из усвятских мужи ков, идет прежде всего защищать свое род ное семейное гнездо. Не может не идти. Это, так сказать, первичная инстанция чув ства долга. И об этом Касьян говорит жене Наталье просто и мудро: «— Ну, да что толковать. Жил? Жил! Се мью, детей нажил? Нажил! Вон они лежат, кашееды. Да с тобой третий. Нажил — стало быть, иди обороняй. Не скажешь же Лехе: на тебе трояк або пятерку, пойди повоюй за меня!» Но понятие своего, личного непременно соединяется с понятием общего, потому что, как ни крути, а враг у всех один, об щий, и всем им, миллионам таких гнезд, несет он смерть и разорение. Только со-^ бравшись в единый кулак, можно защитить эти миллионы гнезд, которые все вместе и составляют великую матушку-Русь, «Оборонять вы идете не просто вот этот флаг, который на нашей конторе,— говорит на прощальном митинге Прошка-председа- тель.— Не только этот, не только тот, что в Верхних Ставцах, либо еще где. А глав ное— тот, который над всеми нами. Где бы ни были, он у нас один на всех, и мы его не дадим уронить и залапать... Потому что вовсе не из материалу он, не из сатину или там еще из чего. А из нашего дела, рабо ты, пота и крови, из нашего понимания, кто мы есть...» Касьян, как и все усвятские мужики, дав но уже не единоличник, трясущийся над своим клочком земли. Он — колхозник, и естественно то, что не меньше, чем о по кидаемом доме, кручинится Касьян о рабо те, которую против воли принужден бро сить, о колхозных делах и заботах, давно и прочно ставших его собственными. Оттого так много страниц посвящает автор незна чительному, казалось бы, эпизоду проща ния Касьяна с колхозными лошадьми: «...Конюхом да конюхом — вот уже целый десяток колхозных годов. Сперва рядовым, потом старшим. Свою хозяйскую дотош ность Касьян, обвыкнув в колхозе, перенес и на общественное добро: терпеть не мог изодранной и пересохшей сбруи, расхрис танных хомутов, как попало сваленного ло шадям сена, ворчал из-за каждой потерян ной подковы, и не дай бог, если кто воз- вернет с поля коня с потертой холкой». А все это вместе: и до боли близкая речка Остомля, и выгон за подворьем, и «сладко пахнущая детскостью, влажным травяным подгорьем» головка сына Ми- тюньки, и «житное тепло», и будоражащий запах хлеба, и радение о колхозном доб ре,— все сливается у Касьяна в едином чув стве Родины, той самой Родины, у которой один на всех, окропленный кровью револю ций, флаг. ...Один из стариков ушел в вагон, а его товарищ все смотрел на убегающие теле графные столбы, кустарники, луга, и восхи щенное удивление не сходило с его лица. — Во прет! — с детским простодушием сообщил он мне.— Свист стоит! А в сорок пятом, помню, после демобилизации едва плелся наш эшелон. Ребята' даже цветы сподобились на ходу рвать. Спрыгнут, охап ку напластают, опять заскочут... А может, казалось, что медленно? Очень уж домой спешили...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2