Сибирские огни, 1980, № 5
К РИШ А ЛШЕРАТНРПВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин БУДНИ ПОДВИГА ...— Правящие круги Китая, потерпев по ражение в агрессивной войне против Со циалистической Республики Вьетнам, тем не менее продолжают совершать воору женные провокации, ведут лихорадочную подготовку к новой военной авантюре про тив Вьетнама. Как сообщает Вьетнамское информационное агентство, в последние две недели китайские солдаты совершили более десяти артиллерийских обстрелов и вторжений на вьетнамскую территорию... Вагонное радио висит прямо над моей головой, и шум поезда не мешает слушать. В вагоне тесно, как в подводной лодке. Сейчас июль, и «охота к перемене мест» уже достигла своего апогея. Едут в отпус ка, в гости, едут поступать в учебные заве дения, едут в командировки и на заработ ки, и бог его знает куда и зачем еще едут. Здесь, в транссибирском экспрессе, про черчивающем чуть ли не всю страну, как-то особенно остро ощущается огромность, многослойность и вместе единая, неруши мая цельность России. Я еду от самого Владивостока, и путь впереди предстоит долгий. В запасе уйма свободного времени. Я могу часами гля деть в окно, слушать поездное радио. Но главное — я имею прекрасную возможность не спеша читать и обдумывать прочитан ное, а это так редко удается в последнее время. ...— Министры обороны одиннадцати стран Североатлантического блока собра лись в Нидерландах в городе Гааге для участия в сессии группы ударного планиро вания НАТО... Я ловлю себя на мысли, что все чаще стал тревожно прислушиваться к подобным сообщениям. Да я ли один? Война продол жает настойчиво «стучать» в память народ ную и память художническую. И— удиви тельная закономерность — чем дальше от нас война, тем пристальнее всматрива емся мы в ее страшнбе лицо. И давно уже не картины сражений, а прежде всего нравст венное осмысление темы войны занимает современных художников. Более того, в произведениях литературы последнего вре мени заметно настойчивое внимание к та ким крайним проявлениям человеческой натуры, как подвиг и предательство. И рас сматриваются они, как правило, в единой взаимосвязи. Раздумывая о неослабевающем внимании к поведению человека на войне, равно как и вообще к поведению его в экстремальных условиях, к способности решать сложней шие задачи нравственного выбора, я вспом нил, как Ф . М. Достоевский в «Зимних за метках о летних впечатлениях» писал: «Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвова ние себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы воли. Добровольно положить живот за всех, пой ти за всех на крест, на костер, можно сде лать при самом сильном развитии лично сти». Значит, не просто отчаянная храбрость, не безумный фанатизм, не слепая ярость на грани безрассудства, не безысходность тол кают человека на героический поступок. Нравственная величина личности — вот что определяет эту способность. И вслед за Достоевским совершенно естественной, словно бы из него вытекающей, показалась мысль современного исследователя воен ной литературы Ю. Идашкина, высказанная им в книге «Связь времен»: «Исследование природы героического в литературе имеет самое прямое отношение к проблемам воспитания социалистической личности. Именно нравственный потенциал личности определяет сознательное поведе ние человека в любых условиях его суще ствования, и чем выше этот потенциал, тем больше уверенность в том, что человек вы держит любую, самую суровую проверку на мужество, стойкость, благородство». Интерес к проблеме героического не яв ляется только познавательным или только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2