Сибирские огни, 1980, № 5
162 Д . З О Л О Т О В — Заочники,— сказала Любовь Матвеев на,— студенты. Чуть полегче станет — они идут сюда... Каждый больной может открыть заправ ский абонемент (с пометкой — «времен ный»), брать любую литературу, если не устраивает передвижка. В общем, как дома. — Не скажите,— заметила заведующая.— Не в каждой библиотеке они найдут такие каталоги — систематический, алфавитный, предметный... Предметный был ее гордостью. Начался разговор, в котором нетрудно было заметить еще одну черту «БСБ» — любое дело вести всерьез, на высоком про фессиональном уровне. * * * Подведем некоторые итоги. Главный из них очевиден: человек, окруженный со всех сторон заботой, вниманием и предупреди тельностью,'легче переносит недуг, сильнее сопротивляется ему, а врачи с большим эф фектом добиваются положительного ре зультата. Если теперь уже никто не оспари вает прямого влияния микроклимата в за водском коллективе на производительность труда, на конечные результаты, то этот фак тор действует с гораздо большей силой, когда люди оказываются в условиях боль ницы. Когда-то медицина искала панацею, элик сир— средство от всех болезней. Поиск увел в другую сторону — вместо одного лекарства от всех болезней найдены де сятки от каждой. Но общая «панацея» все-таки существует — милосердие к боль ному человеку. Формы милосердия много образны—от донорского подвига до скром ного цветка в канун мая на больничной тумбочке. Не хочется вспоминать известное письмо Василия Шукшина из больницы, но и забы вать его никак нельзя. Одна хамка в белом халате может перечеркнуть старания десят ка ученых-медиков, которые ночей не спа ли, отдавали свою кровь, чтобы спасти больного, а она, эта хамка, в считанные м.гновенья перечеркивает все, что сделано. Наблюдая за Курбатовым, нельзя было не отметить этакую «административную гар моничность» его стиля работы. Вежливый, тактичный, благожелательный, он не похо дил на тех, кто «мягко стелет»... Мягкость или жесткость проистекали из самого су щества каждого дела. Но все-таки стрелка «барометра» больше находилась в зоне убеждения, доброты, а не взысканий... Нет, не по гладкой дорожке катится больничная жизнь. «Кое-что сделали, а многое еще впереди»,— вздыхает Курба тов. Да и как не вздыхать, если, допустим, совместный с общепитом важный экспери мент, прямо говоря, провалился. Суть его была в том, чтобы освободить медиков от пищеблоков, от ста двух поваров, от возни с пищей, передать эту функцию тем, кто ей лучше обучен, кому все это сподручнее. В течение пяти лет в одном корпусе на три ста больных пробовали новую систему так, сяк и эдак. И все время получалось, что больничные повара в других корпусах кор мят лучше общепитовских. И не потому, что одни искуснее, а другие нет. Не в поварах оказалось дело. И не в продуктах. А в дей ствующем экономическом механизме. Мин здрав дает продукты с товарной скидкой, а общепит заинтересован в «накидке». Боль ница, как хорошая хозяйка, заинтересована, чтобы ее семья была накормлена вкусно, сытно и экономно. А для общепита глав ное— прибыль... На том и разошлись. Но проблема не снята: надо добиваться, чтобы, охраняя народное здоровье, каждый занимался в больницах своим делом — мин здрав лечил, общепит кормил, коммунхоз содержал здания и т. п. Дело это сложное и требует высокой осмотрительности. Что бы не получилось как с медтехникой. До ее централизации в отдельном ведомстве но вокузнецкая больница содержала свою службу, которая обходилась менее двадца ти тысяч рублей в год. И все приборы были исправны, ремонты делались оперативно, добросовестно и качественно. А теперь это стоит более пятидесяти тысяч, ремонтники появляются не спеша и работают спустя ру кава. И тут причина очевидна: нельзя было, не подготовив техническую базу и кадры, браться за централизацию. Дело это мед ленно, но выправляется, а потери здесь не только материальные... В самое последнее время жизнь выдви нула важнейшую задачу развития п о д с о б н ы х х о з я й с т в фабрик, заводов, учреждений, предприятий. Больницам такие хозяйства нужны позарез. Здесь не исполь зуется огромное количество отходов, на которых можно бы выращивать мясо, по лучать яйцо, птицу, молочные продукты. Когда-то такое хозяйство было и у ново кузнецкой больницы. Познакомившись с хо зяйской сметкой Курбатова, его предпри имчивостью и деловитостью, можно не со мневаться, что оно оказалось бы в хороших руках. Но воссоздать его не просто. Боль ница— учреждение бюджетное, в строгих рамках ассигнований по статьям расходов. А здесь нужен хозрасчет, нужен первичный капитал, штаты, затраты на капитальное строительство, земельный надел и прочий «фундамент», без которого хозяйства не построишь. Как помочь развязать инициа тиву, дать дорогу делу, которое принесет пользу, быстро окупит себя? «Больничная служба быта» в глазах «боль ничного треугольника» выглядит не так ра дужно, как в наших. Надо бы добиться, что бы существующее ш в е й н о е а т е л ь е , созданное в принципе для больных, заня лось этим своим прямым делом. (Разве пло хо выйти из больницы не только в добром здоровье, но и в добротном новом платье?). Пока же «главная портниха» Клавдия Ники тична Кудрявцева, когда мы были в этом а т е л ь е , призналась: «Персонал не успе ваем обшивать, заказов— до конца года». Ну, хорошо, если нельзя пока выйти из больницы в новом платье — купленом или сшитом, то без красивой прически никак не возможно! Нужен с а л о н к р а с о т ы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2