Сибирские огни, 1980, № 5

162 Д . З О Л О Т О В — Заочники,— сказала Любовь Матвеев­ на,— студенты. Чуть полегче станет — они идут сюда... Каждый больной может открыть заправ­ ский абонемент (с пометкой — «времен­ ный»), брать любую литературу, если не устраивает передвижка. В общем, как дома. — Не скажите,— заметила заведующая.— Не в каждой библиотеке они найдут такие каталоги — систематический, алфавитный, предметный... Предметный был ее гордостью. Начался разговор, в котором нетрудно было заметить еще одну черту «БСБ» — любое дело вести всерьез, на высоком про­ фессиональном уровне. * * * Подведем некоторые итоги. Главный из них очевиден: человек, окруженный со всех сторон заботой, вниманием и предупреди­ тельностью,'легче переносит недуг, сильнее сопротивляется ему, а врачи с большим эф­ фектом добиваются положительного ре­ зультата. Если теперь уже никто не оспари­ вает прямого влияния микроклимата в за­ водском коллективе на производительность труда, на конечные результаты, то этот фак­ тор действует с гораздо большей силой, когда люди оказываются в условиях боль­ ницы. Когда-то медицина искала панацею, элик­ сир— средство от всех болезней. Поиск увел в другую сторону — вместо одного лекарства от всех болезней найдены де­ сятки от каждой. Но общая «панацея» все-таки существует — милосердие к боль­ ному человеку. Формы милосердия много­ образны—от донорского подвига до скром­ ного цветка в канун мая на больничной тумбочке. Не хочется вспоминать известное письмо Василия Шукшина из больницы, но и забы­ вать его никак нельзя. Одна хамка в белом халате может перечеркнуть старания десят­ ка ученых-медиков, которые ночей не спа­ ли, отдавали свою кровь, чтобы спасти больного, а она, эта хамка, в считанные м.гновенья перечеркивает все, что сделано. Наблюдая за Курбатовым, нельзя было не отметить этакую «административную гар­ моничность» его стиля работы. Вежливый, тактичный, благожелательный, он не похо­ дил на тех, кто «мягко стелет»... Мягкость или жесткость проистекали из самого су­ щества каждого дела. Но все-таки стрелка «барометра» больше находилась в зоне убеждения, доброты, а не взысканий... Нет, не по гладкой дорожке катится больничная жизнь. «Кое-что сделали, а многое еще впереди»,— вздыхает Курба­ тов. Да и как не вздыхать, если, допустим, совместный с общепитом важный экспери­ мент, прямо говоря, провалился. Суть его была в том, чтобы освободить медиков от пищеблоков, от ста двух поваров, от возни с пищей, передать эту функцию тем, кто ей лучше обучен, кому все это сподручнее. В течение пяти лет в одном корпусе на три­ ста больных пробовали новую систему так, сяк и эдак. И все время получалось, что больничные повара в других корпусах кор­ мят лучше общепитовских. И не потому, что одни искуснее, а другие нет. Не в поварах оказалось дело. И не в продуктах. А в дей­ ствующем экономическом механизме. Мин­ здрав дает продукты с товарной скидкой, а общепит заинтересован в «накидке». Боль­ ница, как хорошая хозяйка, заинтересована, чтобы ее семья была накормлена вкусно, сытно и экономно. А для общепита глав­ ное— прибыль... На том и разошлись. Но проблема не снята: надо добиваться, чтобы, охраняя народное здоровье, каждый занимался в больницах своим делом — мин­ здрав лечил, общепит кормил, коммунхоз содержал здания и т. п. Дело это сложное и требует высокой осмотрительности. Что­ бы не получилось как с медтехникой. До ее централизации в отдельном ведомстве но­ вокузнецкая больница содержала свою службу, которая обходилась менее двадца­ ти тысяч рублей в год. И все приборы были исправны, ремонты делались оперативно, добросовестно и качественно. А теперь это стоит более пятидесяти тысяч, ремонтники появляются не спеша и работают спустя ру­ кава. И тут причина очевидна: нельзя было, не подготовив техническую базу и кадры, браться за централизацию. Дело это мед­ ленно, но выправляется, а потери здесь не только материальные... В самое последнее время жизнь выдви­ нула важнейшую задачу развития п о д ­ с о б н ы х х о з я й с т в фабрик, заводов, учреждений, предприятий. Больницам такие хозяйства нужны позарез. Здесь не исполь­ зуется огромное количество отходов, на которых можно бы выращивать мясо, по­ лучать яйцо, птицу, молочные продукты. Когда-то такое хозяйство было и у ново­ кузнецкой больницы. Познакомившись с хо­ зяйской сметкой Курбатова, его предпри­ имчивостью и деловитостью, можно не со­ мневаться, что оно оказалось бы в хороших руках. Но воссоздать его не просто. Боль­ ница— учреждение бюджетное, в строгих рамках ассигнований по статьям расходов. А здесь нужен хозрасчет, нужен первичный капитал, штаты, затраты на капитальное строительство, земельный надел и прочий «фундамент», без которого хозяйства не построишь. Как помочь развязать инициа­ тиву, дать дорогу делу, которое принесет пользу, быстро окупит себя? «Больничная служба быта» в глазах «боль­ ничного треугольника» выглядит не так ра­ дужно, как в наших. Надо бы добиться, что­ бы существующее ш в е й н о е а т е л ь е , созданное в принципе для больных, заня­ лось этим своим прямым делом. (Разве пло­ хо выйти из больницы не только в добром здоровье, но и в добротном новом платье?). Пока же «главная портниха» Клавдия Ники­ тична Кудрявцева, когда мы были в этом а т е л ь е , призналась: «Персонал не успе­ ваем обшивать, заказов— до конца года». Ну, хорошо, если нельзя пока выйти из больницы в новом платье — купленом или сшитом, то без красивой прически никак не­ возможно! Нужен с а л о н к р а с о т ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2