Сибирские огни, 1980, № 5

С И Б И Р С К И И К О Д Е К С З Д 'О Р О В Ь Я . 16 ! Много «профессий», много и работы по каждой из них. Входящий и исходящий по­ токи— десять тысяч экземпляров газет и журналов ежедневно; в два раза больше писем, бандеролей, переводов; продажа 15 тысяч открыток и конвертов, талонов на переговоры, марок, стержней... Всевозмож­ ные формы учета, начиная с квитанции на заказное до ярлыка на каждый отправляе­ мый мешок. А работник-то один.... Я заметил у окна новейший телеграфный аппарат «Штрих», работающий по принципу бильда. Не все даже молодые и опытные телеграфистки сразу осваивают его, пере­ ходя с телетайпа. — Прекрасный аппарат!—ответила Алек­ сандра Владимировна на мой вопрос.— Пе­ редает бланк с текстом, как картинку. Тут уж никаких искажений быть не может. На технику у нее оказалось особое чутье, хотя технического образования не получа­ ла. Это она придумала рядом в кабине междугородного автомата поставить вто­ рой — прямой междугородный. Купивший талончик теперь, минуя обычные хлопоты звонков по «07», оформление заказа, сразу получает населенный пункт. При нас из кабины вышел мужчина и, об­ ращаясь к начпочты, сказал; — До свиданья, Александра Владимиров­ на! Большое спасибо за.все... — За что? — не удержался я от вопроса. — А за то, что пока месяц лежал здесь, каждый вечер был дома. По прямому — быстро, и слышимость отличная... — Как здоровье, Юрий Михайлович? — спросила Дмитриева. — Сегодня выхожу. Подлечили. И ваше отделение тоже средство приложило... — Какое? — засмеялась связистка. — Обыкновенное. На мою болезнь страсть как нервность действует. Чуть рас­ строюсь— боли, как ножом. А тут ни разу не психовал. Поговоришь перед сном по прямому, дома порядок, и спишь себе спо­ койно... «Юрий Михайлович Панкрушин, началь­ ник отдела эксплуатации автобазы г. Ле- нинска-Кузнецкого»,—записал я в блокнот. Больница не обидела средствами связи не только больных, но и свой персонал для производственной работы. Вы здесь не уви­ дите бегающих Ло палатам сестер, разыс­ кивающих человека для консультации, про­ цедуры или еще зачем-нибудь: все палаты имеют двустороннюю связь с пультом де­ журной сестры отделения. Диспетчеризация облегчает труд и повышает престижность дефицитной профессии среднего медпер­ сонала. Обратимся к культурно-массовой сфере обслуживания больных. Кино представлено не передвижкой вечером в столовой, а ши­ рокоформатной аппаратурой в зале на не­ сколько сот мест. Его сцена принимает так­ же артистов местных театров, профессио­ нальных и народных ансамблей, оркестров, хоров, областной филармонии, гастролеров из столицы. Здесь не пахнет коммерцией (хотя биле­ ты, как правило, платные). П Сибирские огни № 5 Летом, когда больничная территория уто­ пает в зелени, в цветах, ее аллеи перед на­ чалом представления напоминают «сквер театра». Неспешно движется поток зрите- лей-больных, текут неторопливые беседы о предстоящем зрелище, событиях в искус­ стве, литературе. «Тон делает музыку», а здесь его задают тактично и ненавязчиво медики, которые тоже приходят на пред­ ставления, общаются с подопечными в «до­ машней обстановке». В больницах есть радиоточки, телевизо­ ры, но в разных местах они действуют на человека по-разному. Нам встречался теле­ визор в многоместной палате, вместе были страстные болельщики хоккея, громкоголо­ сой эстрады и мечтавшие о тишине и по­ кое, чтобы почитать книжку. В «комбинате здоровья» телевизоров «на душу населения» больше, чем где бы то ни было, но передачи'«отпускаются» с немень­ шей строгостью, чем лекарства. За этим строго смотрит дежурный персонал. Сгруп­ пированные по степени состояния и само­ чувствия люди имеют к телевизору строго дифференцированный доступ. Некоторые вообще не имеют. Остальные могут смот­ реть, но не по программе передач, а по строгому больничному расписанию. Исклю­ чения крайне ре^ки: космос, важные сооб­ щения, праздничные трансляции. Телевизоры расставлены не в палатах и коридорах, откуда звуки передачи и бур­ ная реакция зрителей все равно доноси­ лись бы до всех уголков, а в изолирован­ ных «телехоллах». Наконец, никакая больница не обходится без фонда оборотной литературы для боль­ ных. Чаще всего он хранится в старом шка­ фу рядом с «каптеркой» сестры-хозяйки, владеющей ключом от этого шкафа, но редко запирающей его. Это и понятно — тащить из шкафа нечего, все мало-мальски ценное давно уплыло. Отсюда просьбы к родным — «принесите чего-нибудь почитать», к соседям — «запи­ саться на очередь», если на тумбочке зару­ бежный детектив или «Подвиг». Происходит это потому, что книга, как и таксофон, числится за околицей лечебного процесса. Думаю, что со временем врачи и библиотекари совместно или порознь вый­ дут на эту проблему, учтя хотя бы извест­ ные факты, как помогали книги Николая Островского и других авторов людям в беде. Такими новаторами опять-таки могут ока­ заться новокузнецкие медики. Больница располагает библиотекой, которая вполне устроила бы большой поселок или неболь­ шой городок. На стеллажах 30 тысяч томов литературы, энциклопедии, справочники, пе­ риодика. Ее форпосты —■ передвижки во всех лечебных отделениях. Заведующая библиотекой Любовь Матве­ евна Истомина (тоже работает здесь 8-й год) провела нас в небольшой и уютный читальный зал. За столиками сидело не­ сколько человек. Судя по раскрытым тет­ радкам, куда они делали выписки и* книг, это были не просто читатели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2