Сибирские огни, 1980, № 5

156 Д . З О Л О Т О В астму, лечат смешанную патологию серд­ це-легкое, приходят на помощь при реанимации. На счету нашего бароцентра уже три ты­ сячи часов сеансов за неполные два года. И все наши помыслы теперь направлены на то, как под руководством ученых Ново­ кузнецкого ГИДУВа полнее использовать баролечение... Теперь о санаторных делах. И не только послеинфарктных. Тут мы исповедуем од­ ну, как многим представляется, спорную истину... Вроде бы и никакой проблемы нет: боль­ ница есть больница, а санатории — нечто стоящее от нее далеко и особняком. Даже и ведомства у них совсем разные: одно государственное, другое — общественное. Что из этого получается? Больница ле­ чит, старается это делать эффективно и быстро, с учетом лучшего использования коечного фонда. Но вот достигнут поло­ жительный результат, человек поставлен на ноги. Мы выписываем и говорим: «Ос­ тальное вы получите в санатории, на курорте». Когда он получит /туда путевку? Как он туда доберется? Как акклиматизи­ руется? За это мы, медики, не отвечаем, этим мы не интересуемся и даже при же­ лании ничем помочь не можем. Несколько санаторных процедур, добавленных вб время больничного лечения, могли бы дать больше эффекта, чем целый месяц на курорте. Но... цепь разомкнута. Санатор­ но-курортные мероприятия очень туго приживаются не только в маленькой, но и в крупной больнице. Есть, конечно, объек­ тивные трудности, но чаще всего неуме­ ние, перегрузка основными делами нашего брата — главврача, нежелание бороться, расставаться со старым, привычным, ме­ нее обременительным. Легче сказать: «Подлечился, а теперь поезжай на ванны, на грязи, на Минводы». Как замкнуть эту цепь? Двумя путями: надо в больничное лечение включить максимум санаторных процедур, бальнеофакторов и второе — влиять, держать под контролем своевре­ менное предоставление путевок тем, кому мы рекомендовали курорт. Второе оказалось для нас намного легче благодаря связям больницы с руководите­ лями предприятий, партийными, профсо­ юзными организациями. В этой сфере уже действует порядок, при котором рекомен­ дация больницы сразу принимается в расчет. Не секрет, что среди тех, на кого в по­ ликлиниках заполняются курортные карты, немало таких, кто может и подождать, у кого нет острой необходимости, а то и те, кому лучше бы съездить в хороший дом отдыха, пансионат, сходить в турпоход... Сложнее с первым — внедрением «са­ натория» в самой больнице. Немалых тру­ дов стоит завозить целебную грязь и рапу из не столь уж отдаленного от нас сибир­ ского озера. Мы считаем их применение в больничном процессе более эффектив­ ным, чем на месте. Пока не получается с радоном, хотя он становится все ближе к нам. Говорят, его получили из скважины прямо в центре Новосибирска, на площад­ ке строящейся больницы. И на окраине города, в «Заельцовском бору», на базе такого же источника началось лечение этой водой. Поистине сказочно богата си­ бирская земля! ...А разве не тратится дорогое санатор­ ное время на тот же кислородный кок­ тейль, на физио- и другие процедуры, ко­ торые также выше по эффекту в самой больнице? Хотя бы потому, что ослабляют здесь угнетающий «синдром больнично- сти», нейтрализуют, смягчают психологи­ ческие последствия жестких медицинских вмешательств в организм, хирургических, диагностических, прочих... Ведь как подчас бывает: в ответ на сето­ вание больного ему отвечают: «Вам тут не санаторий». Или: «Вы не дома...». Верно— не в санатории. Но мы держим курс, чтобы наша больница напоминала его все больше и больше. Сейчас наши па­ циенты вместо пяти-семи физиопроцедур, которые обычно приходятся на одного больного в стационаре, получают двадцать две. Верно — «не дома», где «и стены помогают». Так надо сделать, чтобы и больничные стены помогали! Боль­ ничный быт должно организовать так, чтобы он помогал больному не думать, что он в больнице, отвлекать его от угне­ тающих мыслей о болезни, помогать пере­ носить отрыв от семьи, родных, близких. Хорошее настроение — половина лечения, не зря так говорят. Как же добиться этого хорошего на­ строения, чтобы сами больничные стены помогали, как «домашние»? Геннадий Петрович прищурился, улыб­ нулся и, что-то прикинув в уме, заключил: — А вот это вам, пожалуй, лучше всего самому посмотреть. Ни в барокамеру, ни в операционную я вас не приглашаю. Там дело наше узко медицинское. А вот с больничным «бытом» можно познако­ миться... «БСБ» — служба быта с красным крестом Стены в коридорах и холлах были как стены — не «с иголочки», но очень чистые, набеленные или намытые, приятных теплых тонов. Таблички, указатели, плакатики бы­ ли небольшими, лаконичными и содер­ жали минимум необходимой больному информации. Не было пресловутого «сан­ просвета» с портретами отвратительных ми­ кробов и вирусов, которые вот-вот бросятся на ваши глаза, зубы, уши, сердце, легкие, растерзают вас, превратят в то жалкое существо, которое распластано на том же плакате, рядом с победоносно улыбающимися врагами организма челове­ ческого. Санитарное просвещение само по себе великое благо. Но как часто ему еще не хватает элементарного такта, умения найти свое место, путь к уму и сердцу, убеждать, а не устрашать, ободрять, а не угнетать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2