Сибирские огни, 1980, № 5
С И Б И Р С К И Й К О Д Е К С З Д О Р О В Ь Я 153 она. хоть и не удерживалась от слез, но уже не называла ее калекой. Они уехали. Но в сердцах наших оста лись навсегда. И не только в сердцах. Когда у нас высохли слезы, мы поняли, что иначе не может рождаться опыт, буд ничный опыт нашей необычной школы. К детскому горю привыкнуть нельзя, но уметь с ним бороться должна наша «боль ничная педагогика». С тех пор были слу чаи ампутации, инвалидизации, заметьте, я совсем стала говорить, как медичка, их терминами, но нам уже легче было спра виться, вернее, детям было легче... Наши планы на лето? Вместе с Геннади ем Петровичем, Анной Марковной, Люд милой Георгиевной — нашим «треуголь ником»— решили позаботиться не только о маленьких пациентах, но и о детях со трудников больницы. А то ведь и у нас бывает «сапожник без сапог», чужих ле чим, а свои кое-как, не хватает времени обследовать, всерьез их здоровьем за няться. Перед открытием лагеря провели диспансеризацию детей сотрудников. Не один десяток набрался нуждающихся в укреплении, оздоровлении, профилактике, лечении. Вот и решили заняться этой груп пой. Да, я ведь не сказала, что это за лагерь. Городской, дневной, в одном из помещений больницы. Утром к 8 часам идет врач или сестра на работу и ведет с собой своего малыша. Весь день ими зани маются медики, воспитатели, повар выде лен, проводится санация,' даются витами ны, Гематоген, кислородный коктейль и прочее. А в пять часов мама или папа, на правляясь с работы, берут ребенка домой. Вот такой лагерь на несколько десятков ребят. Это — кроме загородного, на не-, сколько сот детей медработников города, который на балансе нашей больницы. Чего нашей школе не хватает? Так-то вроде бы все есть. Больница даже тетра дочками наших учеников снабжает, каран дашами, красками. Рее знают, что наша школа — «любимое дитя» главврача това рища Курбатова. Правда, ему пришлось нас немного потеснить в связи с создани ем бароцентра, но тут уж мы входим в его положение — центр этот спасает лю дей. Впрочем, он обещал восполнить на шу потерю при первой возможности. За ним не пропадет... Не хватает нам, педагогам, медицин ских знаний. Вопрос это сложный. Мы не собираемся становиться по совместительст ву «врачами-любителями». Но думаем орга низовать цикл лекций, может быть, постоян ный семинар, расширить знания о наиболее типичных, что ли, заболеваниях, с которыми приходится сталкиваться, по детской пси хиатрии и психологии. Кстати, последний предмет есть в программе педвузов, но не на первом месте. Да и о педиатрии дается поверхностное представление. Может быть, стоит по примеру медико- биологических факультетов в университе тах создать медико-педагогические? Размышляя о больничной школе, я при шел к мысли, что ценность ее не только в том, что ученики не отстают от программы нормального обучения, что ©ах<о яо себе, разумеется, важно. Они не отстают и в своем духовном созревании или даже опе режают своих беззаботных сверстников. Болезнь не благо, но... Мне вспомнились дни и ночи в госпи талях, навещавшие нас ребята-школьники. То было другое время, другие дети — голодные, часто осиротевшие. Открывав шийся перед ними мир человеческих стра даний давал им наглядное представление о непреходящих ценностях — родине, му жестве, верности, здоровье, дружбе и многих других. Страдания взрослых высе кали в детских сердцах такую сильную искру, что она смогла разжечь спустя мно гие годы огромный костер поэзии «воен ного детства». Нет нужды называть здесь самое сильное из написанного, но стоит привлечь внимание к маленькому поэти ческому сборнику, который мелькнул в потоке новосибирских изданий и не был оценен, как он этого заслуживает. Я имею в виду книгу «Из детской памяти вер нись». Среди многих стихов-воспоминаний грозной поры есть одно особенно тро гающее— о детском концерте в типовом госпитале. Помню и я такой концерт в Карачах — там был один из больших госпиталей. Помню тех, которые, как пишет поэт, были «худы, заморен^!, бледны, в своих паль тишках драных», пели боевые песни, «Свя щенную войну», и мы подхватывали... «Солдаты пели, словно школьники, и, как солдаты, пели мы»,— очень точно возвращает детская память взрослому человеку это первое ощуще ние сопричастности ко всему, чем живет общество, народ, страна. Выражаясь сов ременной терминологией, это была «аксе лерация», но не антропологическая, не та, в адрес которой нынче иронически гово рят— «вымахал, а ума нет». То была аксе лерация гражданственная, убыстренное созревание чувств, личности, души. Маль чишки и девчонки тех военных лет, делив шие время между школой и заводским цехом,— «худые, заморенные и бледные», находили в себе силы, чтобы в госпиталях не только петь песни, но и дежурить у по стелей, мыть полы, делать любую работу среди крови, стонов, горя, самой смерти. Не поворачивается язык сказать — нет худа без добра. Но если задуматься над этой вековой поговоркой, то она утверж дает простую мысль о том, что испытания закаляют, обогащают опытом, открывают настоящие ценности жизни, зачеркивают мишуру. В Калуге, в доме-музее Циолков ского я видел простую кружечку, из кото рой он пил чай, с таким афоризмом: «Счастье — портит, бедность — учит». Се годня, когда для некоторых «вещизм» стал синонимом счастья, а отсутствие «Жи гулей» синонимом «бедности», стоит за думаться, почему после месяца в больнич ной школе ребята серьезнее ведут себя в обычной жизни. Стоит задуматься и над тем, что влекло ребят в военные госпита ли к солдатам войны, и особенно — поче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2