Сибирские огни, 1980, № 5
С И Б И Р С К И Й К О Д Е К С З Д О Р О В Ь Я 151 придумал сам, слушая Валентину Алексе евну. Приведу некоторые из этих рассказов, и, может быть, вы придумаете этим урокам другие имена, более точные, которые одобрит педагогическая наука, когда со берется вникнуть и обобщить уникальный опыт. — Поначалу никаких особых форм не было, и названий уроков тоже. Педагогам было запрещено заниматься перед опера циями и после них. Но вот сами дети нача ли «вносить поправки» в этот шаблон. «Валентина Алексеевна, вы не учите, а про сто расскажите с того места, где закончи ли прошлый раз... У меня ведь завтра опе рация, и вдруг я не узнаю, почему пропали эти мамонты...». Или — «Евдокия Ильинич на, я не буду вставать, как велел доктор, после операции... Вы не п р е п о д а в а й т е , а рассказывайте мне урок. Я его выучу потом... Чтобы не отстала...». И педагоги стали нарушать запрет. И я тоже. Потому, что ребенок в больнице хватается за уче бу, как за жизнь. На второй-третий день после операции, еще под капельницей ле жит, а просит: «Я слушать хочу... Ну, пожа луйста...». Вот какой «урок» нам препода ли ребята! И мы его усвоили. С тех пор перед каждым занятием педагог интере суется не просто здоровьем ученика, а конкретным, сегодняшним этапом лече ния — назначенными процедурами, иссле дованиями, осмотрами и вместе с врачом прикидывает, в каком психологическом со стоянии его питомец. От этого зависит по дача материала, опрос, тон в разговоре, другие нюансы общения с ним. Сегодня один из педагогов пошел к ребенку, которому предстоит удаление почки. Ребенок это знает, наслышан от со седей больше, чем нужно. Отменить урок? Не ходить, не разговаривать с ним? Оста вить одного со своими уже не по-детски тяжелыми переживаниями? Мы считаем, что это неправильно. Урок должен состо яться по расписанию, чтобы утвердить ре бенка в мысли, будто все идет своим че редом, что жизнь продолжается и будет продолжаться! Другое дело — само со держание урока. Независимо от предме та — будь то история, математика, геогра фия, литература, независимо от учебного раздела, учитель выбирает то, что может ободрить, заинтересовать, поднять настро ение, отвлечь от мрачных мыслей. Такую же задачу приходится решать и при пер вых встречах после операции, когда чело вечек еще очень слаб и не уверен, что снова станет сильным. И в первом, и во втором случае надо быть готовой ответить на вопросы ученика: «Евдокия Ильинична, а я не умру?», «Нина Санна, я буду жить?»... Медики продолжают спорить: нужно ли говорить правду больному. Одно дело го ворить ее взрослому, другое — ребенку. Железное сердце надо иметь, чтобы вы слушивать сами вопросы... Слушая Мусахранову, я вспомнил книгу венгерского доктора Иштвана Харди «Врач, сестра, больной (Психология рабо ты с больными)». Она выдержала много изданий на разных языках, причем не сколько, в семидесятых годах, на русском. Ее называют «энциклопедией внутриболь ничной жизни», хотя там в полном объеме освещены и амбулаторный, и поликлини ческий этапы. Меня заинтересовало, что советует Харди врачам отвечать на вопро сы юных пациентов. Знаменитый психолог практически ушел от этой темы, ограни чился ранним возрастом до пяти лет. И в отношении их он заметил: «Мы не стре мимся дать готовые рецепты, это всего лишь несколько примеров». Правда, он предложил общую формулу: «Установле ние связи, контактов с детьми зависит от возраста и личности ребенка и ни в коем случае не должно быть схематизирован ным, шаблонным». — И никаких рецептов и шаблонов нет и не может быть у врачей, а тем более у педагогов,— сказала Валентина Алексеевна по поводу Харди.— Это подтверждается всем нашим почти десятилетним опытом. Но откуда брать не стандартные, не шаб лонные решения? Вы учтите еще одну важную вещь. Обыкновенному рядовому врачу совсем не сложно стать ш к о л ь ным врачом- Но далеко не каждый педа гог может быть б о л ь н и ч н ы м учителем. Этот учитель входит каждый день не в светлый, проветренный класс. Его встреча ют не веселые здоровые мордашки, кото рые светятся радостью жизни. Перед на шим учителем каждый день открывается иная картина. Вот он входит, скажем, в ожоговое отделение, самое тяжелое и страшное. Перед ним жертвы «костров», «самопалов», бензина, спичек, оголенных электропроводов и еще бог знает чего. От запахов лекарств спирает дыхание, кру жится голова. Ученик еще только прихо дит в себя — патрон «с поджига» пробил глаз, и его с трудом извлекли из череп ной коробки... Педагог врачебного курса не проходил, не был в анатомке, и вообще сам боится шприца. Что же помогает выстоять тем двум десяткам учителей, которые состав ляют сейчас костяк школы? Материнское чувство! Врачи так и говорят — «школа с материнским подходом». Я думала и тоже другого ответа не нашла. И, видимо, не случайно педагогический коллектив сфор мировался из людей с большим школьным и жизненным опытом. Наши лучшие — Ев докия Ильинична Семина — биология, хи мия, стаж 33 года; Клавдия Васильевна Бондаренко — начальные классы, 30 лет стажа; математичка — Нина Александров на Латыпова, четверть века; историк Лю бовь Ивановна Комендантова, в прошлом директор школы, 30 лет... Средний стаж по коллективу — двадцать лет! Это золо тые люди с золотыми сердцами! Молодым не под силу то, что выдерживают они! К ним никак не идет слово «пенсионеры» и даже «ветераны». Мы их называем по- своему — с т а ж и с т ы ! По-моему, пре красное слово. И уж совсем не отдает за служенным отдыхом, покоем, старческой слабостью. Какая уж тут слабость, если
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2