Сибирские огни, 1980, № 5
150 Д . З О Л О Т О В У постели Риты Новиковой стояла груп па женщин в белых халатах. Они шутили, смеялись, но на глазах были сле^зы. Когда год назад Риту привезли сюда, многие тоже не могли смотреть на нее без слез. Юная, цветущая, уже не подро сток, а девушка-девятиклассница, она бы ла исковеркана в автомобильной катастро фе. «Переломы костей таза, бедра»,— за писал дежурный хирург. Кто не рухнет духом при таком несча стье? Казалось, конец мечтам, надеждам, планам. Не догнать ей теперь сверстников, не услышать вместе с ними трель послед него в школьной жизни звонка, не шагнуть к порогу высшей школы, к профессии, к работе, выбранной в дни последних школь ных каникул... В потоке операций, лечебных процедур, особенно тяжких поначалу, она все боль ше осознавала свою беду. Чуть легче ста новилось больному телу и— все тяжелее на душе. Когда боли почти утихли, а камень на сердце, казалось, раздавит окончательно, у постели появилась маленькая женщина в таком же белом, как у всех медиков, ха лате и произнесла оглушившие Риту слова: — Итак, дорогая десятиклассница, позд равляю с началом учебного года, пора при ступать к занятиям... —...Я — девятиклассница...— едва про- шевелила она губами. — Нет, матушка,— улыбнулась женщи на.— Ты ученица д е с я т о г о , — она повто рила,— десятого класса полной средней школы при Новокузнецкой городской боль, нице номер один. Я говорила с врачами. Они тебе уже помогли и еще постараются помочь. В общем, если ты хочешь — будем не только лечиться, но и учиться... Господи! Да разве Рита могла даже мечтать об этом?! В бреду и во сне неот ступно был рядом родной класс, ребята и учителя, уроки и перемены, споры на соб раниях и шалости по пути домой. Она уже попрощалась со всеми. В ее мир вторга лись другие — калеки, несчастные, убогие... Девочка не отвечала, но завуч школы Валентина Алексеевна Мусахранова, а это была она, продолжала деловито и нарочи то будничным тоном: — Значит, расписание у тебя будет такое же, как сейчас в 41-й школе, где ты учи лась в девятом классе. Хорошо, что самое трудное лечение прошло в каникулы, до начала учебного года. Так что ты пока не отстала и можешь не отставать. Тебе вра чи говорили, что полежишь ты здесь еще не один месяц, и это время терять не сто ит. Выпускные экзамены не шутка, и поэто- ■му обратим внимание на предметы, по ко торым ты меньше старалась в девятом классе... — Откуда вы знаете?.. — краснея, спро сила Рита. — Как откуда? Из твоей же школы. Я бы хотела, чтобыТы все время чувствова ла себя в своем родном классе, хотя за ниматься будешь у нас. И ребята будут к тебе забегать, когда разрешат врачи. И аттестат ты должна получить в один день с ними. Договорились? Рита провела в больнице не месяцы, а целый год. Уже не за горами выписка, но последний звонок застал ее еще здесь. Этот звонок звучал одновременно и в коридо рах 41-й, и в больничной палате. Позади были уроки и контрольные, выпускные эк замены— «без скидки». Только не она стояла перед учителями, а они перед ее постелью. Не она им дарила цветы, а они ей. И слезы у них были от радости за нее. Будь их учительская воля, они бы вписали в аттестат еще самую высокую оценку по предмету, которого нет в официальной программе школы,— з а м у ж е с т в о и с т о й к о с т ь — с них начинаются все дру гие высокие качества. Будь моя воля, то такой аттестат я бы приравнял к золотой медали, невзирая в данном случае на арифметику баллов! Я надеюсь, что так и будет, когда больнич ные школы утвердятся и займут должное место повсюду. Что станет дальше с Ритой Новиковой? — Она собирается поступать в меди цинский... — Под впечатлением больницы? — Не знаю. Не обязательно... Она очень добрая девочка, в ней ярко выражены главные качества медика — терпение и со страдание. Она напоминает Леночку Бру- сину. Та лечилась... училась у нас с шестого по десятый, с небольшими перерывами. И прошла по конкурсу в медицинский. Хо роший будет врач. Люду Камбалину не прив лекла медицина, хотя последние три класса проходила у нас. Теперь учится в педаго гическом, на иностранных языках. Сережа Смирнов как собирался, так и пошел в металлургический... Это — данные за несколько лет. В больничной школе не бывает массовых выпусков, ее кончают единицы. Самые трудные, самые тяжелые, на грани инва лидности или с нею. Их с полным основа нием можно включить в «счет Маресье вых», который ведет Николай Мейсак, как подтверждение преемственности в поколе ниях героического характера советских людей. Заканчивают школу единицы, а в тече ние года здесь занимаются около тысячи детей. Среднее время пребывания на «учебной койке» — один месяц. Не будь больничной школы, этот месяц или два обернулись бы потерей целого года. Специфика школы не столько в положе нии учеников, сколько в работе учителей. Большинство ребят на постельном режи ме, занятия индивидуальные, и нередко учителю приходится за день 15—20 раз повторять один и тот же урок. Школа ра ботает в две смены: с 9 утра и с 4 дня, после тихого часз. Нигде в педагогических трудах класси ков или современных теоретиков вы не встретите формы занятий, которые роди лись здесь. Их можно назвать и «уроками перед операцией», «уроками после опе раций», «уроком-тревогой», «уроком со чувствия», «уроком-лаской». Эти названия я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2