Сибирские огни, 1980, № 5

С И Б И Р С К И Й К О Д Е К С З Д О Р О В Ь Я 149 ется лечебной. Учеба имеет выраженный «терапевтический эффект», от сознания, что «я не хуже» тех, кто ходит в школу, не отстающий, «не калека». Вот и сегодня око­ ло сотни ребят, кроме лечебных проце­ дур, получают школьные уроки. И, что еще характерно,— в этой школе нет ло­ дырей, нет шпаргалок — болезнь взрос­ лит... У . меня рождалось все больше чисто практических вопросов к Курбатову, свя­ занных с такой необычной школой. На чьем она балансе? Кто платит зарплату пе­ дагогам? Кому она подчиняется — гор- здраау или гороно? Из опыта других сфер мы знаем, как сложны бывают проблемы кооперации, как препятствуют ей ведом­ ственные границы. — Во всяком деле кто-то должен ска­ зать «а». Даже если нет полной уверен­ ности, что его сразу услышат,— улыбнул­ ся Курбатов.— Школа поначалу была соз­ дана как больничное подразделение, в ее составе. Если вы запомнили, в штатном расписании у нас свыше трех тысяч единиц, и выкроить несколько ставок для педаго­ гов не столь уж сложная операция. Но, как вы понимаете, не совсем, помягче бы сказать, законная. А точнее — совершен­ но незаконная, нарушающая сразу деся­ ток, а то и более циркуляров и инструк­ ций не одного, а двух ведомств. В после­ дующем нас поняли.... Их поняли не сразу и не все. Как это происходило, мне рассказывал не врач, а финансовый работник — пенсионер, рабо­ тавший в ту пору ревизором. Грубое на­ рушение штатно-финансовой дисциплины, да еще в таком объеме, сразу «пахло жа­ реным» для представителей контролирую­ щей профессии. Ведь не секрет, что то тут, то там «инженер» по штатной ведомо­ сти на самом деле сверхштатный, не по­ лагающийся личный секретарь, сверхштат­ ная машинистка, а то и вообще «мертвая душа». А здесь штатные «врач», «сестра» оказывались то математиком, то физиком, то учителем рисования. Администрация больницы не вступала в спор с ревизорами. В тот момент, когда наиболее рьяный заносил перо над раз­ громным актом, его какими-нибудь спосо­ бами отвлекали к постели больного ребен­ ка. Около него сидел педагог и терпеливо объяснял бином Ньютона, рассказывал о великих географических открытиях, чи­ тал стихи о гордом буревестнике. И по тому, как внимательно слушал ученик, по блеску его. глаз, напряженной сосредото­ ченности нетрудно было ощутить, что он отвлечен от своего недуга, боли, страда­ ния, вывихнутой конечности, которую уже не первый день тянет тяжелый вытяжной груз. Даже самый черствый из ревизоров, по­ тупившись, отворачивался от этой карти­ ны и замечал: «Это же не только урок, а медицинская процедура. Нарушения нет...». Так ли это было или как-нибудь иначе, но факт тот, что никто не осмелился «лик­ видировать нарушения», прекратить заня­ тия, закрыть «незаконную» школу. Медики понимали, что школьное дело все-таки не их специальность. Хотя они и были связаны с одной из средних школ, но повседневность требовала более орга­ нического контакта с системой про­ свещения. — Потом удалось д о б и т ь с я , чтобы педагогический персонал был в штате од­ ной из лучших школ города... Этот речевой оборот — « у д а л о с ь д о ­ б и т ь с я » будет еще много раз на устах Геннадия Петровича. Согласитесь, что для такой школы не­ легко составить «расписание уроков». Еще труднее приспособить к нему педагогов. Согласовать их работу с действиями вра­ чей. Уроки — 4 лечебными процедурами, обходами, осмотрами, консультациями про­ фессоров и прочим распорядком больнич­ ного быта. Вот почему представилось целесообразным заведующего учебной частью оставить в штате больницы, как связующее звено между лечением и уче­ нием... Однажды, уходя из больницы, я заметил в уголке длинного коридора двух десяти­ двенадцатилетних огольцов, склонивших головенки над тонкой тетрадкой. В ней бы­ ло, видимо, что-то, вызвавшее серьезный спор. Изгрызенные шариковые каранда­ шики, мелькавшие в испачканных пастой пальчиках, свидетельствовали, что спор идет давно. И если бы не костылики и гипсовые лангеты у одного на правой, у другого на левой ноге, то их бы и не от­ личить от обычных ребятишек на перемен­ ке в укромном уголке школьного кори­ дора. Свежий, почти нормальный цвет ли­ ца, живые глазенки, энергичные мальчи­ шечьи жесты — весь их облик никак не согласовывался с больницей. Если бы не ко­ стылики, которые они называют между собой «клюшками»... Парочка была, видно, из «команды выз­ доравливающих». Заметив мой интерес и приняв за доктора, хлопцы быстро, не побоюсь этого слова, упорхнули! Их лег­ кие фигурки перемещались совсем не так, как ходят хромые взрослые, а дейст­ вительно чем-то напоминали начинающих конькобежцев или хоккеистов, впервые оказавшихся на льду. Эта сценка произвела впечатление не меньшее, чем весь рассказ главврача. Са­ мым потрясающим было то, что я видел не страждущих, не вызывающих состра­ дание, а детей, хотя и не здоровых, но не угнетенных недугом, не замкнувшихся в нем, не покорившихся ему. Таковы были общие сведения и впечат­ ления, которые я вынес во время перво­ го знакомства с больничной школой. Второй раз я был здесь через полгода, в один из последних майских дней. Мне показалось, что персонал выглядит наряд­ ным и взволнованным. У некоторых были в руках цветы, книжки, подарочные аль­ бомы. — Сегодня в нашей школе торжество — последний звонок,— сказал Курбатов.— Поздравляем всех ребятишек, а особенно выпускников, их нынче двое...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2