Сибирские огни, 1980, № 5
С И Б И Р С К И Й К О Д Е К С З Д О Р О В Ь Я 149 ется лечебной. Учеба имеет выраженный «терапевтический эффект», от сознания, что «я не хуже» тех, кто ходит в школу, не отстающий, «не калека». Вот и сегодня око ло сотни ребят, кроме лечебных проце дур, получают школьные уроки. И, что еще характерно,— в этой школе нет ло дырей, нет шпаргалок — болезнь взрос лит... У . меня рождалось все больше чисто практических вопросов к Курбатову, свя занных с такой необычной школой. На чьем она балансе? Кто платит зарплату пе дагогам? Кому она подчиняется — гор- здраау или гороно? Из опыта других сфер мы знаем, как сложны бывают проблемы кооперации, как препятствуют ей ведом ственные границы. — Во всяком деле кто-то должен ска зать «а». Даже если нет полной уверен ности, что его сразу услышат,— улыбнул ся Курбатов.— Школа поначалу была соз дана как больничное подразделение, в ее составе. Если вы запомнили, в штатном расписании у нас свыше трех тысяч единиц, и выкроить несколько ставок для педаго гов не столь уж сложная операция. Но, как вы понимаете, не совсем, помягче бы сказать, законная. А точнее — совершен но незаконная, нарушающая сразу деся ток, а то и более циркуляров и инструк ций не одного, а двух ведомств. В после дующем нас поняли.... Их поняли не сразу и не все. Как это происходило, мне рассказывал не врач, а финансовый работник — пенсионер, рабо тавший в ту пору ревизором. Грубое на рушение штатно-финансовой дисциплины, да еще в таком объеме, сразу «пахло жа реным» для представителей контролирую щей профессии. Ведь не секрет, что то тут, то там «инженер» по штатной ведомо сти на самом деле сверхштатный, не по лагающийся личный секретарь, сверхштат ная машинистка, а то и вообще «мертвая душа». А здесь штатные «врач», «сестра» оказывались то математиком, то физиком, то учителем рисования. Администрация больницы не вступала в спор с ревизорами. В тот момент, когда наиболее рьяный заносил перо над раз громным актом, его какими-нибудь спосо бами отвлекали к постели больного ребен ка. Около него сидел педагог и терпеливо объяснял бином Ньютона, рассказывал о великих географических открытиях, чи тал стихи о гордом буревестнике. И по тому, как внимательно слушал ученик, по блеску его. глаз, напряженной сосредото ченности нетрудно было ощутить, что он отвлечен от своего недуга, боли, страда ния, вывихнутой конечности, которую уже не первый день тянет тяжелый вытяжной груз. Даже самый черствый из ревизоров, по тупившись, отворачивался от этой карти ны и замечал: «Это же не только урок, а медицинская процедура. Нарушения нет...». Так ли это было или как-нибудь иначе, но факт тот, что никто не осмелился «лик видировать нарушения», прекратить заня тия, закрыть «незаконную» школу. Медики понимали, что школьное дело все-таки не их специальность. Хотя они и были связаны с одной из средних школ, но повседневность требовала более орга нического контакта с системой про свещения. — Потом удалось д о б и т ь с я , чтобы педагогический персонал был в штате од ной из лучших школ города... Этот речевой оборот — « у д а л о с ь д о б и т ь с я » будет еще много раз на устах Геннадия Петровича. Согласитесь, что для такой школы не легко составить «расписание уроков». Еще труднее приспособить к нему педагогов. Согласовать их работу с действиями вра чей. Уроки — 4 лечебными процедурами, обходами, осмотрами, консультациями про фессоров и прочим распорядком больнич ного быта. Вот почему представилось целесообразным заведующего учебной частью оставить в штате больницы, как связующее звено между лечением и уче нием... Однажды, уходя из больницы, я заметил в уголке длинного коридора двух десяти двенадцатилетних огольцов, склонивших головенки над тонкой тетрадкой. В ней бы ло, видимо, что-то, вызвавшее серьезный спор. Изгрызенные шариковые каранда шики, мелькавшие в испачканных пастой пальчиках, свидетельствовали, что спор идет давно. И если бы не костылики и гипсовые лангеты у одного на правой, у другого на левой ноге, то их бы и не от личить от обычных ребятишек на перемен ке в укромном уголке школьного кори дора. Свежий, почти нормальный цвет ли ца, живые глазенки, энергичные мальчи шечьи жесты — весь их облик никак не согласовывался с больницей. Если бы не ко стылики, которые они называют между собой «клюшками»... Парочка была, видно, из «команды выз доравливающих». Заметив мой интерес и приняв за доктора, хлопцы быстро, не побоюсь этого слова, упорхнули! Их лег кие фигурки перемещались совсем не так, как ходят хромые взрослые, а дейст вительно чем-то напоминали начинающих конькобежцев или хоккеистов, впервые оказавшихся на льду. Эта сценка произвела впечатление не меньшее, чем весь рассказ главврача. Са мым потрясающим было то, что я видел не страждущих, не вызывающих состра дание, а детей, хотя и не здоровых, но не угнетенных недугом, не замкнувшихся в нем, не покорившихся ему. Таковы были общие сведения и впечат ления, которые я вынес во время перво го знакомства с больничной школой. Второй раз я был здесь через полгода, в один из последних майских дней. Мне показалось, что персонал выглядит наряд ным и взволнованным. У некоторых были в руках цветы, книжки, подарочные аль бомы. — Сегодня в нашей школе торжество — последний звонок,— сказал Курбатов.— Поздравляем всех ребятишек, а особенно выпускников, их нынче двое...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2