Сибирские огни, 1980, № 5
148 Д . З О Л О Т О В вяносто здоровых, чтобы они не заболели. Чем больше мы смотрим здоровых, тем меньше придет больных. Ведь болезнь — это вычеркнутые .из жизни страницы. А если это самые первые страницы? На них еще только планы и надежды... Мне показалось, что он хочет о чем-то сказать, о чем-то, особенно волнующем его, но почему-то не говорит. Может быть, не желая нарушить обычную схему «ин тервью для печати», начинающуюся с цифр? Школа милосердия — Вы имеете в виду детей? — спросил я. — Да, больных детей! И, если уж хоти те знать, чем мы гордимся, то именно тем, что смогли сделать для них!.. Кроме уни кального бароцентра, сердечно-сосуди стой и других служб, здесь на правах настоящего медицинского отделения рабо тает средняя школа. В нее зачисляется каж дый ребенок, лечение которого займет больше семи дней. Правда, пациенты с та ким коротким сроком в больнице оказыва ются редко. Да и потеря недели занятий—не драма: можно догнать свой класс. Кто по падает на более продолжительный срок? Перебегал дорогу автобусу. Сорвался с подножки трамвая. «Строил ракету». Пры гал «на спор» с крутого обрыва... Причи ны детского и юношеского травматизма трудно перечислить. Педагоги относят все это на счет безнадзорности. Так ли это? Почти за десять лет существования школы пришлось столкнуться с различными аспек тами воспитания. «Истории болезни» де тей выглядят в известной мере и как до кументы педагогические. Кстати, и. педаго ги нашей школы теперь по-другому смотрят на некоторые вещи. Критические ситу ации открывают им такие тонкости духов ного и физического развития детей, кото рые не видны в благополучное время, в обычной школе. Возьмем хотя бы такую черту характера, как застенчивость. Или, как выражаются психологи,— болезненная застенчивость. Эту своеобразную «неком муникабельность», когда мир еще не от крыт, часто путают с трусостью, робостью и бог еще знает какими свойствами. Они яко бы заложены природой в маленьком ин'ди- видууме, чуть ли не «в его генах». И вот этот застенчивый, очертя голову, «на спор» сигает с обрыва, чтобы утвердить себя «героем». Нередко это ребенок из «благополучной» семьи, родители милые, скромные люди... Их беда в том, по вы ражению доктора Спока, что они «излишне суетятся вокруг ребенка», ограничивают, регламентируют каждый его шаг. По сво им последствиям это приводит к тому же, что и «безнадзорность»... Не люблю этого слова, отдает «надзирателем», «надзором», ограничением свободы... Заметив несколько удивленное отноше ние к этому монологу, врач сказал: — .Вот и вам кажется, что речь идет о вещах, не имеющих прямого отношения к медицине. А к кому поступают «плоды» этих недоработок школьного и семейного воспитания? К нам, докторам! Так не ра зумнее ли врачам и педагогам действо вать вместе? Скажем, медицинская про филактика в школе не должна ограничи ваться лишь плановыми периодическими прививками и диспансерными осмотрами. Лечение в больницах обязательно должно учитывать интересы среднего образова ния, воспитания, интересы школы... Меня действительно удивляло, что наш разговор все время выходил за рамки чи сто медицинской тематики. Почему? Что за этим тяготением к чужим сферам? Хо тя, в общем-то, не таким чужим... Главврач продолжал: — С последствиями мелкого травматизма медики справляются в считанные недели. Но вот серьезная болезнь — остеомиелит, осложнение от менингита и другие выры вают ребенка из дома, из школы не на не дели, а на долгие месяцы. Как ни печаль но, его «домом» становится больница. Тут еще сохраняется «связь с миром» — наве щают отец, мать, братишки, сестренки, де душки, бабушки, родня. А школа? Здесь связь обрывается сразу и навсегда. Даже если первое время заходят одноклассни ки, пионервожатая, учителя. Когда мы по ставим юного человека на ноги, он уже все равно не вернется а «свой» класс, к своим сверстникам. Они к этому времени уйдут вперед, обгонят в знаниях, школь ной программе, общем развитии. Ему при дется продолжать путь с другими ребята ми. Для них он — переросток, отсталый, чужой... Избавив от физического недуга, мы в этом случае причиняем недуг мо ральный, закладываем «комплекс неполно ценности». В будущем он может иметь более серьезные последствия, чем остео миелит. У нас в стране детей \ называют «единственным привилегированным клас сом» и ничего для них не жалеют, «нянек» достаточно. Но плохо, когда каждая «нянька» думает лишь о своей узкой зада че: школа — только учит, больница — толь ко лечит и т. п.. Школы для больных есть в специальных детских санаториях, куда на правляют п о с л е больничного лечения, чаще всего незаконченного, неэффектив ного. Где же тут логика? Мы у себя в Новокузнецке решили по- другому. Вот уже почти десять лет ни один школьник, который лечился в нашей боль нице, даже если он месяцами был прико ван к постели, не отстал “от своего класса. В нашей «больничной десятилетке» заня тия ведутся по обычным программам всех классов, по всем дисциплинам, с контроль ными работами и экзаменами. Разница за ключается в том, что занятия проходят не в классе, а в больничной палате, не за пар той, а чаще всего у больничной койки. Трудно ли это? Нелегко. Особенно педаго гам, Каждый раз и для каждого ученика надо находить новую методику подачи ма териала, проверки, как он усвоен, опреде лять возможные объемы заданий «на дом», самостоятельных занятий ученика. Разумеется, учебная программа подчиня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2