Сибирские огни, 1980, № 5

148 Д . З О Л О Т О В вяносто здоровых, чтобы они не заболели. Чем больше мы смотрим здоровых, тем меньше придет больных. Ведь болезнь — это вычеркнутые .из жизни страницы. А если это самые первые страницы? На них еще только планы и надежды... Мне показалось, что он хочет о чем-то сказать, о чем-то, особенно волнующем его, но почему-то не говорит. Может быть, не желая нарушить обычную схему «ин­ тервью для печати», начинающуюся с цифр? Школа милосердия — Вы имеете в виду детей? — спросил я. — Да, больных детей! И, если уж хоти­ те знать, чем мы гордимся, то именно тем, что смогли сделать для них!.. Кроме уни­ кального бароцентра, сердечно-сосуди­ стой и других служб, здесь на правах настоящего медицинского отделения рабо­ тает средняя школа. В нее зачисляется каж­ дый ребенок, лечение которого займет больше семи дней. Правда, пациенты с та­ ким коротким сроком в больнице оказыва­ ются редко. Да и потеря недели занятий—не драма: можно догнать свой класс. Кто по­ падает на более продолжительный срок? Перебегал дорогу автобусу. Сорвался с подножки трамвая. «Строил ракету». Пры­ гал «на спор» с крутого обрыва... Причи­ ны детского и юношеского травматизма трудно перечислить. Педагоги относят все это на счет безнадзорности. Так ли это? Почти за десять лет существования школы пришлось столкнуться с различными аспек­ тами воспитания. «Истории болезни» де­ тей выглядят в известной мере и как до­ кументы педагогические. Кстати, и. педаго­ ги нашей школы теперь по-другому смотрят на некоторые вещи. Критические ситу­ ации открывают им такие тонкости духов­ ного и физического развития детей, кото­ рые не видны в благополучное время, в обычной школе. Возьмем хотя бы такую черту характера, как застенчивость. Или, как выражаются психологи,— болезненная застенчивость. Эту своеобразную «неком­ муникабельность», когда мир еще не от­ крыт, часто путают с трусостью, робостью и бог еще знает какими свойствами. Они яко­ бы заложены природой в маленьком ин'ди- видууме, чуть ли не «в его генах». И вот этот застенчивый, очертя голову, «на спор» сигает с обрыва, чтобы утвердить себя «героем». Нередко это ребенок из «благополучной» семьи, родители милые, скромные люди... Их беда в том, по вы­ ражению доктора Спока, что они «излишне суетятся вокруг ребенка», ограничивают, регламентируют каждый его шаг. По сво­ им последствиям это приводит к тому же, что и «безнадзорность»... Не люблю этого слова, отдает «надзирателем», «надзором», ограничением свободы... Заметив несколько удивленное отноше­ ние к этому монологу, врач сказал: — .Вот и вам кажется, что речь идет о вещах, не имеющих прямого отношения к медицине. А к кому поступают «плоды» этих недоработок школьного и семейного воспитания? К нам, докторам! Так не ра­ зумнее ли врачам и педагогам действо­ вать вместе? Скажем, медицинская про­ филактика в школе не должна ограничи­ ваться лишь плановыми периодическими прививками и диспансерными осмотрами. Лечение в больницах обязательно должно учитывать интересы среднего образова­ ния, воспитания, интересы школы... Меня действительно удивляло, что наш разговор все время выходил за рамки чи­ сто медицинской тематики. Почему? Что за этим тяготением к чужим сферам? Хо­ тя, в общем-то, не таким чужим... Главврач продолжал: — С последствиями мелкого травматизма медики справляются в считанные недели. Но вот серьезная болезнь — остеомиелит, осложнение от менингита и другие выры­ вают ребенка из дома, из школы не на не­ дели, а на долгие месяцы. Как ни печаль­ но, его «домом» становится больница. Тут еще сохраняется «связь с миром» — наве­ щают отец, мать, братишки, сестренки, де­ душки, бабушки, родня. А школа? Здесь связь обрывается сразу и навсегда. Даже если первое время заходят одноклассни­ ки, пионервожатая, учителя. Когда мы по­ ставим юного человека на ноги, он уже все равно не вернется а «свой» класс, к своим сверстникам. Они к этому времени уйдут вперед, обгонят в знаниях, школь­ ной программе, общем развитии. Ему при­ дется продолжать путь с другими ребята­ ми. Для них он — переросток, отсталый, чужой... Избавив от физического недуга, мы в этом случае причиняем недуг мо­ ральный, закладываем «комплекс неполно­ ценности». В будущем он может иметь более серьезные последствия, чем остео­ миелит. У нас в стране детей \ называют «единственным привилегированным клас­ сом» и ничего для них не жалеют, «нянек» достаточно. Но плохо, когда каждая «нянька» думает лишь о своей узкой зада­ че: школа — только учит, больница — толь­ ко лечит и т. п.. Школы для больных есть в специальных детских санаториях, куда на­ правляют п о с л е больничного лечения, чаще всего незаконченного, неэффектив­ ного. Где же тут логика? Мы у себя в Новокузнецке решили по- другому. Вот уже почти десять лет ни один школьник, который лечился в нашей боль­ нице, даже если он месяцами был прико­ ван к постели, не отстал “от своего класса. В нашей «больничной десятилетке» заня­ тия ведутся по обычным программам всех классов, по всем дисциплинам, с контроль­ ными работами и экзаменами. Разница за­ ключается в том, что занятия проходят не в классе, а в больничной палате, не за пар­ той, а чаще всего у больничной койки. Трудно ли это? Нелегко. Особенно педаго­ гам, Каждый раз и для каждого ученика надо находить новую методику подачи ма­ териала, проверки, как он усвоен, опреде­ лять возможные объемы заданий «на дом», самостоятельных занятий ученика. Разумеется, учебная программа подчиня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2