Сибирские огни, 1980, № 5
ИСПЫТАНИЕ НЕБОМ 141 • * * * А служба тем временем шла своим че редом. После сборов, обогащенные новым опытом, возвратились в свои подразделе ния наши выпускники. И в первый же день их прибытия в часть состоялось знакомство с комбатом. Не в штабе, не в канцелярии, а... в спортивном городке. Невысокого роста, спортивного телосло жения, энергичный и спорый, он не стал многослйвить. Выстроил нас в одну шерен гу и говорит:- — Показывайте, что можете. И мы начали показывать. Перестроившись в колонну по одному, пошли мы один за другим через двухметрового коня в длину. Да еще, чтобы произвести впечатление, по ложили на его середину фуражку, как бы вало в училище, перелетая через нее с ши ком. Потом одни акробатические номера на кольцах стали выкидывать, другие «солнце» на перекладине крутить, а мне с двухпудо вой гирей выпало поупражняться. Комбат смотрел на все это спокойно, а Потом словно невзначай и говорит: — А как в тылу противника воевать бу дете? — Не подведем! — зашумели мы.— Мо жете не сомневаться! — Не подведете? — задумчиво сказал он и, бросив под ноги двум лейтенантам вы тяжную фалу парашюта, приказал: — Вяжите меня! Офицеры, переглянувшись, принялись вы полнять приказание, но... вмиг оказались на земле со связанными назад руками. — Тек ведь если б с оружием! — попы тались оправдаться они. Тогда комбат предложил им учебный автомат и макет десантного ножа. Схватка длилась, увы, не дольше первой. Искусно примененным приемом самбо комбат выбил нож у одного из напада ющих, молниеносным рывком выхватил ав томат из рук другого... Желающих продолжать эксперимент не. нашлось. — Парашютный прыжок для десантни к а— лишь первый шаг к выполнению бое вой задачи,— подытожил начатый разговор комбат.— Главное же, приземлившись в ты лу противника, дерзко, решительно, ини циативно действовать в неясной, полной всяких неожиданностей, обстановке. Всю глубину этих мыслей мы постиглй не сразу, а значительно позже, когда столкну лись с реальными трудностями в ходе вы полнения учебно-боевых задач. Конечно, по планам командирской учебы мы уделяли большое внимание специфике тактических действий десантников на не знакомой местности днем и ночью, учились быстро ориентироваться, принимать сме лые решения. Каждый десантник стремился в совершенстве владеть не только своим оружием, но и техникой и вооружением вероятных противников, уметь водить ко лесно-гусеничные машины всех марок. Все это пригодилось на учениях. Тактический воздушный десант подлетел к намеченной цели. На головном командир ском корабле разведчики уже готовились к отделению. А с открытием люка произошла заминка. Экипажу для устранения неис правности потребовалось несколько се кунд. Но этого оказалось достаточно, чтобы присутствовавший на площадке приземле ния командующий войсками округа заме тил задержку и подал вводную: «Корабль сбит системой ПВО». А в нем находились командир десанта со штабом... Просьба разрешить идти на второй заход была отклонена. Ведь самолеты уже легли на боевой курс и шли один за другим с определенным интервалом. «Противник» же, воспользовавшись заминкой, тем вре менем подошел вплотную к району десан тирования, атаковал крылатых пехотинцев в самый уязвимый момент: снижения и при земления десанта. Пришлось прямо с воздуха вступать в бой, срочно перестраивать боевой поря док, принимать решения с учетом резко изменившейся обстановки. Готовясь к очередным крупным учениям с практическим десантированием со скоро стных самолетов на далекий остров, мы де тально проиграли различные варианты дей ствий на специально изготовленном макете местности, добиваясь того, чтобы каждый десантник хорошо знал свой маневр, был готов ко всяким случайностям и неожидан ностям, которых на учениях было предо статочно. Ведь десантироваться пришлось впервые на крохотную площадку, окружен ную с трех сторон лесом и морем. А здесь нельзя было сбрасывать со счета и психо логический момент. Представьте себе состояние воина, когда в проеме огромного люка показались не знакомые очертания земли, а жеобъятная ширь океана. Согласитесь, сделать шаг в океан, к тому же без спасательного жиле та, дело нелегкое. Ведь только после отде ления мы смогли убедиться, что в штурман ском расчете ошибки не было: морской бриз относил нас на сушу. И все же, несмотря на правильность тео ретических расчетов, значительная часть десанта приземлилась на значительном удалении от намеченного района. Но де сантники не растерялись. Командование группой принял на себя прапорщик Иван Кондыба — командир транспортного взво да. Быстро сориентировавшись в обстанов ке, он повел воинов не на соединение с главными силами, как этого ожидал «про тивник», а в совершенно противоположную сторону, где располагались его транспорт ные средства. Там появление десантников было настолько неожиданным, что сначала их даже приняли за «своих», произвели дозаправку захваченнных автомашин горю чим, объяснили, как лучше избежать встре чи с высадившимся десантом. «Прислушавшись» к совету и используя «захваченный» транспорт, эта группа, преж де, чем соединиться с основными силами, причинила немало неприятностей и устрои ла такой переполох, что в штаб руководст ва учениями поступила жалоба на то, что десантники воюют не по правилам, нару шают разработанный и утвержденный план.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2