Сибирские огни, 1980, № 5
140 ВИТАЛИИ ГОНЧАРОВ службы части — майора со значком масте ра спорта СССР. Демонстративно подойдя ко мне, он во всеуслышание произнес: — Позвольте сгросить, сколько лет вы служите в ВДВ? Не подозревая подвоха, я ответил, что уже.скоро месяц. — Ха! — играя на присутствующих, вос кликнул он.— Так что же вы тут стоите? Бе гите скорей, предлагайте новые, ускорен ные приемы укладки парашюта, а то ведь до этого еще никто не додумался! Только имейте в виду, что велосипед уже изобре тать не надо и парашют тоже. В тот же вечер я решительно направился в полковую библиотеку, запросил всю ли тературу по парашютному спорту. Мне предложили единственный, пожелтевший от времени, зачитанный буквально до дыр эк земпляр книги «Парашют и парашютизм». Ее автором был один из ветеранов пара шютного спорта Алексей Александрович Белоусов, в очень интересной и популяр ной форме рассказавший о работе по соз данию и совершенствованию авиационных ранцевых парашютов, их устройстве и спо собе применения. Через несколько лет мне довелось встре титься с этим замечательным человеком в довольно необычной обстановке — на соревнованиях сильнейших парашютистов дальневосточной зоны. Они уже подходили к концу, и сенсаций никто не ожидал. Имен но на этом, заключительном, этапе сорев нований и произошло удивительное собы тие. А его виновником оказался не кто иной, как сам Алексей Александрович Бе лоусов, представлявший Федерацию авиа ционного спорта СССР. Все мы знали этого мужественного чело века, волевого спортсмена, совершавшего прыжки в самое пекло лесных пожаров, возглавлявшего борьбу с этим стихийным бедствием на бескрайних просторах Сиби ри и Дальнего Востока. Знали, что он гото вится отметить свое семидесятилетие. Но каково же было наше удивление, когда Алексей Александрович изъявил желание... совершить прыжок с парашютом. — Такая уж у меня традиция,— пояснил он.— Прыгал в 50, 60 лет. А в 70 сам бог велел! Врачи никаких претензий к его здоровью предъявить не смогли. Итак, в плановой таблице появилась еще одна фамилия — Белоусов А. А. Все, кто в тот день присутствовал на аэродроме, следили за набиравшим высоту самолетом «АН-2». С земли было хорошо видно, как открылась боковая дверца и от туда одна за другой отделилось несколько черных точек. Они стремительно прибли жались к земле, увеличиваясь в размерах. Вот уже можно было различить в воздуш ном потоке сгруппированные тела спорт сменов. Это были лучшие парашютисты-де сантники нашего соединения мастера спор ту СССР Владимир Вернигора и Дмитрий Анучин. И вместе с ними летел, распластав шись в свободном падении, семидесятилет ний Алексей Александрович Белоусов, уста- * новивший в этот день мировой рекорд спортивного долголетия. Алексей Алескандрович и по сей день поддерживает тесную связь с воинами-си- биряками, помогает в воспитании мужест венных и умелых защитников социалистиче ской Родины. А книга А. А. Белоусова помогла мне сде лать первый шаг в познании парашютного дела.-Конечно, я не ставил перед собой цель изобретать новый парашют, но дал твердое слово найти таящиеся резервы времени по его укладке. Внимательно присматриваясь на занятиях к действиям десантников по укладке пара шютов, я подметил, что уж очень долго они разбирают материальную часть, отыс кивая ту единственную из двадцати восьми строп, с которой начинается укладка. И это вполне объяснимо. Ведь выделялась эта стропа среди других лишь крохотной циф рой на кромке почти стометрового купола парашюта. Попробуй отыщи! Но вот звучала команда: — Приступить к укладке! Воины, разложив парашюты, тотчас начи нали перетряхивать полотнище купола, ак куратно выравнивать кромку. — Хорошо,— одобрительно говорил ин структор, прохаживаясь между рядами укладочных столов. Однако, когда начиналась проверка оче редного этапа укладки, вдруг обнаружива лось, что кто-нибудь да ошибся и начал укладывать парашют не на ту стропу. Вот и приходилось переукладывать, а все осталь ные, браня незадачливого коллегу, тем временем «перекуривали». — Ничего не поделаешь — поэтапная укладка,— разводили руками руководители. А что, если контрольную стропу выде лить, окрасив в красный цвет? Тогда значи тельно легче будет разбирать парашюты и осуществлять контроль за укладкой не только старшему начальнику, но и каждому десантнику. Чего проще — берись за крас ную стропу, считать не надо, не ошибешь ся, и начинай укладывать. При затяжке строп в соты на чехле опять же удобно: можно самому контролировать, чтобы не было их перекручивания. Обо всем этом я и написал, как мог, в журнал «Вестник Воздушного Флота». А вскоре пришло официальное заключение экспертов из Научно-исследовательского института, подтвердивших, что «изготовле ние парашютов с цветной контрольной стропой значительно ускорит укладку пара шютов, а также облргчит контроль за пра вильностью укладки». Когда же модернизированные парашюты стали поступать для эксплуатации в части нашего соединения, мы повстречались с на- чальникрм ПДС во второй раз. Это было на конференции рационализаторов и изо бретателей. — Вот видишь,— с укором сказал он.— Люди предлагают конкретное и внедряют. А ты, наверное, опять митингуешь. Взял бы да и предложил что-нибудь дельное, как, например, твой тезка. — .Постараюсь! — ответил я.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2