Сибирские огни, 1980, № 5

ИСПЫТАНИЕ НЕБОМ 139 В ходе подготовки к этой операции во время тренировочных прыжков с самолета один из молодых солдат, растерявшись, не выдернул вытяжного кольца основного па­ рашюта, не сумел воспользоваться и запас­ ным. Несчастный случай произошел у всех на глазах. Кое-кто стал высказывать сомне­ ния в исправности материальной части, ка­ тегорически отказался от выполнения прыжка. Неизвестно, чем бы кончилось все это, если бы вовремя не подоспел начальник политического отдела бригады полковник Юматов. Отлично зная парашютное дело, он тотчас определил причину несчастья. Осмотрел нераскрытый парашют десантни­ ка, надел его на себя и направился к са­ молету... С замиранием сердца следили все при­ сутствовавшие на аэродроме за черной точкой, отделившейся от самолета. Секун­ да, вторая, третья... Отважный парашютист стремительно приближался к земле... Но вот над смельчаком взметнулось бе­ лоснежное облачко парашюта. — Раскрылся! — выдохнули солдаты. После этого наглядного урока не на­ шлось человека, который бы усомнился в безотказности парашюта и отказался от прыжка. Известно, что инструкция запрещает пользоваться чужим парашютом. Об этом, несомненно, знал и Юматов. Однако он по­ ступил так, как подсказало сердце комму­ ниста, долг офицера-воспитателя. Думает­ ся, что в такой ситуации риск был оправ­ дан. Хорошие, грамотные ребята приходят ныне в воздушно-десантные войска. Но было бы наивно полагать, что высокие мо­ рально-боевые качества у них уже сформи­ рованы и молодые десантники гарантиро­ ваны от так называемого «высотного выви­ ха». Именно такую ошибку совершил командир батареи ПТУРС при подготовке личного состава к прыжкам со скоростного самолета. В результате из-за малодушия одного солдата, задержавшего на несколь­ ко секунд выброску десанта, два десятка гвардейцев, вместо того, чтобы решать учебно-боевую задачу в тылу условного противника, были возвращены на аэро­ дром, а командир батальона на учениях остался без противотанковых средств. Нетрудно себе представить цену этой оплошности в боевой обстановке. * * * Кажется, секунда — ничтожно малая ве­ личина в жизни человека. Что за это мгно­ вение можно сделать? Однако для бойца крылатой пехоты секунда многое значит. Одна секунда дается десантнику на раз­ мышление, когда он подходит к открытому люку воздушного лайнера. Всего одно мгновение имеется в его распоряжении, чтобы, преодолев рубеж страха, мобилизо­ вать волю, смело ринуться из поднебесья. Уже на второй секунде свободного па­ дения срабатывает вытяжной парашют, приводящий в действие стабилизирующую систему. — Двадцать два, двадцать три, двадцать четыре...— ведет счет секундам летящий в вихревом потоке десантник, на пятый счет размашистым движением правой руки вы­ дергивает вытяжное кольцо основного па­ рашюта... Вряд ли кому из десантников следует объяснять, что такое динамический удар. Он происходит на шестой секунде и под­ тверждает, что процесс раскрытия пара­ шюта завершен. Ну, а если произошла за­ держка или какой-либо непредвиденный случай? Решай сам. На то ты и десантник, призванный выходить из самых затрудни­ тельных положений, выручать товарищей из беды. Примеры смелости, самообладания, мужества и решительности, проявленные воинами в критических ситуациях в возду­ хе, подтверждают это. При десантировании со скоростных са­ молетов молодые солдаты Николай Зинин и Александр Куклов попали в сложную си­ туацию. Спутавшись, у них погасли не толь­ ко основные, но и запасные парашюты, ко­ торыми они пытались воспользоваться. А земля стремительно неслась им на­ встречу. Но даже в этой, казалось, безвыходной обстановке крылатые пехотинцы не поте­ ряли мужества и самообладания. Проявив завидную выдержку, высокое боевое мас­ терство, они в считанные секунды перере­ зали опутавшие их стропы и привели в дей­ ствие один из основных парашютов, на ко­ тором оба приземлились благополучно. По сложности и силе психологических нагру­ зок парашютный спорт не имеет себе рав­ ных. За несколько секунд десантнику надо сориентироваться в наземной обстановке, определить направление и скорость ветра, выбрать место для приземления, расчех­ лить оружие, а может быть, даже и приме­ нить pro в воздухе. * * * В то время, когда я исполнял обязанно­ сти командира роты, мои однокашники, привлеченные на специальные сборы, кро­ потливо изучали материальную часть пара­ шютов, тренировались в их укладке, на снарядах парашютно-десантного городка детально отрабатывали действия в воздухе и при приземлении. Лишь временами, вы­ рвавшись на часок-другой между занятия­ ми, я заглядывал в эту, казалось, совершен­ но непостижимую десантную академию, чтобы взять хоть что-нибудь для своего обогащения. В один из таких дней я дважды побывал на укладке парашютов и искренне удивил­ ся, когда узнал, что с утра, почти за целый рабочий день, было уложено всего-навсего по одному основному и запасному парашю­ ту на каждого обучаемого. Неужели нельзя ускорить процесс уклад­ ки? Мой наивный вопрос, очевидно, задел за живое начальника парашютно-десантной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2