Сибирские огни, 1980, № 5
136 ВИТАЛИИ ГОНЧАРОВ — Подумайте хорошенько. Завтра доло жите. — Есть доложить! А что докладывать? Что я знаю о службе в ВДВ? Парашюта — в глаза не видел. А ведь его надо не только знать до тонкостей, но и совершать с ним прыжки/ А хватит ли у меня смелости и умения? А как я буду обучать и воспитывать подчиненных? Чему я их могу научить, если сам в парашютном деле ничего не смыслю? Эти вопросы снова и снова задавал я себе и не находил ответа. А ребята подтруни вали: — Давай в . ВДВ, если жить надоело! Вспомнился преподаватель тактики, бы валый десантник подполковник Первеев, которого мы, курсанты, очень уважали и любили. В ходе занятий он много расска зывал о беззаветной храбрости, мужестве и отваге крылатых гвардейцев в боях под Москвой, на Керченском полуострове, при форсировании Днепра. Особенно глубоко запал его рассказ о самоотверженном подвиге двенадцати ком- сомольцев-добровольцев на Свири, вызвав ших огонь на себя. Не знал я тогда, что мне выпадет высокая честь проходить службу в этой прославлен ной гвардейской Свирской Краснознамен ной дивизии, воспитавшей 18 Героев Совет ского Союза. В ту ночь, взвешивая все «за» и «против», я долго не мог заснуть... Признаться, нелегко было принимать от ветственное решение. Но оптимизм все же взял верх. Вопреки всему страстно захоте лось во что бы то ни стало преодолеть ин стинктивный страх перед стремительным Падением, овладеть тонкостями парашют ного дела и обрести крылья. С такой твер дой решимостью на следующий день я выходил из училища с документами, в ко торых предписывалось: «Прибыть в распо ряжение командующего ВДВ». * * * В те первые послевоенные годы воздуш но-десантные войска переживали свое второе рождение. Обогащенные опытом Великой Отечественной войны, они совер шенствовали организационную структуру, оснащались новейшим автоматическим ору жием, самой современной боевой техникой. Все это значительно повышало их огневую мощь, позволяло успешно решать опера тивно-тактические задачи в глубоком тылу противника. Полным ходом доукомплектовывались подразделения личным составом. Подавля ющее большинство офицеров среднего и высшего звена имели боевой опыт, пройдя закалку в горниле суровых испытаний ми нувшей войны. Молодые же офицеры, рас полагая солидными знаниями, приобретен ными в трехгодичных училищах, оказыва лись совершенно неподготовленными по главной профилирующей дисциплине — па рашютно-десантной подготовке. Этот суще ственный пробел сразу ощутили и мы, вы пускники пехотного училища. Учитывая это, командование дивизии спланировало проведение с нами сборов, на которых предстояло изучить материаль ную часть и правила укладки различных па рашютных систем, совершить по 2—3 прыж ка. Однако мне на этих сборах участвовать так и не пришлось. Командир батальона, в штат которого я был зачислен командиром парашютного взвода, приказал временно принять под командование роту. Я попы тался было объяснить, что не имею на это права и прыжкового опыта. Но он не стал выслушивать мои доводы, а лишь много значительно заметил: — Будет у вас и опыт. И очень скоро. В правоте его слов я убедился, когда при бежавший ранним Январским утром по сыльный выпалил: — Рста поднята по тревоге. Приказано готовиться к прыжкам. День прыжков — традиционно-празднич ный день для десантников. Особенно па мятным он бывает для тех, кто впервые поднимается в небо. С новыми, волнующи ми впечатлениями ожидал столкнуться и я. Однако даже теперь, после двадцати лет службы в ВДВ, повидав всякого, я бы усо мнился, услышав эту невероятную, проис шедшую со мной историю посвящения в десантники. «Такого быть не могло»,— ска зал бы я. И тем не менее все было именно так. Еще в ходе знакомства с подчиненными, рослыми, лихими ребятами, я не раз слы шал задаваемый будто невзначай, но с оп ределенным умыслом вопрос: «А сколько у гвардии лейтенанта прыжков?» Во время занятий по парашютно-десант ной подготовке кто-нибудь обязательно ин тересовался, какова прочность на разрыв купола или строп парашюта, а то с на ивнейшим видом просил разъяснить, фор мулу ускорения свободно падающего Тела. Трудновато было потом разговаривать с таким эрудитом, тем более делать замеча ния по службе. Стоит он перед тобой с на чищенными до блеска, расположенными в два ряда нагрудными знаками и всем сво им видом говорит: «Прыгни-ка сперва, а потом и воспитывай». Метко подметил эту психологическую особенность известный поэт, побывавший в нашей части: Здесь дверцу новичку , откроют сразу, А душу — нет! Ты прыгни-ка сперва! В этом и я убедился в тот памятный и злополучный для меня день. Первое, что бросилось в глаза, когда я с ротой прибыл на площадку приземления,— это огромная оболочка привязного аэро стата. Аэростат то прижимался к земле, за драв вверх причудливый хвост, то, забрав очередную партию десантников, устремлял ся в безоблачную высь. С земли было хо рошо видно, как открывалась дверца гон долы и из нее одна за другой вываливались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2