Сибирские огни, 1980, № 4
28 С. КАТАШ ских произведений. По этому поводу сам автор писал: «В алтайских ге роических сказаниях герои-богатыри всегда борются с многочисленны ми врагами за справедливость, за лучшую, счастливую жизнь. Поэтому и образы героев алтайского эпоса так понятны и близки народу. Вот я и решил рассказать об истории Октябрьской революции, сле дуя традициям устно-поэтического творчества с тем, чтобы эта поэма была более доступной и понятной всем алтайцам». Поэт был прав, так как в первые годы Советской власти большин ство населения Горного Алтая оставалось все еще неграмотным. Мно гие не имели представления о письменных литературных произведени ях и свои эстетические запросы удовлетворяли путем прослушивания героических сказаний. Поэтому вполне оправданно обращение Чагат-Строева к фольк лорным приемам. Свою поэму он приблизил к народному героическому эпосу. Не только в показе главного героя произведения автор прибега ет к народно-поэтической традиции, но и в изображении движущих сил революции —рабочего класса и беднейшего крестьянства поэт исполь зует художественные приемы, заимствованные из фольклора. Напри мер, рабочий класс в поэме изображается как железный богатырь, крестьянство —как богатырь земли. Борьба богатырей с врагами так же дается в фантастическом, сказочном плане. Тема революции, тема Ленина находит важное меето и в творчест ве одного из видных алтайских писателей —Павла Васильевича Кучияка. Уже в первых своих поэтических опытах П. Кучияк обращается к этой тематике. Будучи слушателем Коммунистического университета трудящихся Востока, он приступил к написанию поэмы «Арбачи» (1928) о судьбе алтайской девушки. Помимо героини поэмы, в произведении постоянно присутствует и сам автор. Из глубины души поэта идут вдохновенные слова о том ве ликом человеке, который указал простому, обездоленному народу путь к освобождению и счастью, о вожде и друге бедняков —Владимире Ильиче Ленине. Как апофеоз звучит финал поэмы: Его знают повсюду и старый и малый, Это имя на всех языках прозвучало В миллионах легенд, сказок, песен, поэм. Ленин— радость рабочим, крестьянам. Ленин — счастье забитым рабам. < Ленин — знамя, восстанье, борьба. Ленин — смерть кулакам и зайсанам. Ленин — смелый защитник бедных, Ленин — самый большой большевик, Ленин — мудр, Ленин — прост и велик. Ленин нас приведет к победе. Много задушевных, горячих строк Великому Октябрю и его. жи вотворным идеям посвятил Чалик Чунижеков. Поэтическое 1 ворчество Чунижекова начиналось одновременно с творчеством Кучияка. Поэто му тематика их стихов перекликается. Так же, как Кучияк, Чунижеков прославляет свой край. В стихот ворении «Мой Горный Алтай» автор рассказывает об обновленном Алтае, о его людях, дела и помыслы которых устремлены в будущее. Вот старое урочище, в прошлом затерявшееся в горах, где аилы, «как будто нищеты своей стыдясь, стоят одиноко» подальше от глаз людских. А ныне совсем иная картина: —Когда же над тайгой помолодевшей На звездных крыльях вечер проплывает,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2