Сибирские огни, 1980, № 4
АЛТАЙСКАЯ ПЕСНЬ О ЛЕНИНЕ 27 Встретившись с новым светилом, олицетворяющим вождя и его во лю, бедняк-алтаец сам чувствует себя богатырем. Он набирается разу ма и сил для борьбы. Авторы, рисуя образ вождя, находят яркие краски, изумительные по своей простоте и художественному достоинству. ...На востоке зажглась золотая заря, Солнце землю окинуло огненным взглядом, И луна, серебристым узором горя, Засияла с ним рядом. И увидел Анчи: богатырь перед ним, Средь бескрайних, просторов, народом обильных, Землю всю сотрясающий словом одним, Видом — добрый из добрых и сильный из сильных... Как видим, Ленин рисуется простым, человечным. Но в то же вре мя- великий вождь в этом произведении изображен как могучий и муд рый богатырь, выступающий защитником обездоленных людей. Поэто му в тексте поэмы можно встретить нередко такие вот гиперболиче ские сравнения; Его брови — подобие горных хребтов, Его очи горят ослепительным пламенем! Именно могучим богатырем народ желал видеть В. И. Ленина. Дело в том, что эстетический вкус алтайского читателя в первые послереволюционные годы, из-за отсутствия развитой реалистической литературы, складывался на основе фольклорных традиций. I Итак, образ вождя гиперболизирован, но сказочные черты ( пере плетаются с реальными картинами, и это придает народной поэдиц но вое качество. Здесь мы видим отражение углубляющегося представле ния о мире и человеке. Реальному приданы фантастические детали, и это не противоречит законам поэтической логики наррда. Скорее, на оборот: фольклорные средства усиливают ее, позволяя предметно су дить об идеалах народа и их воплощении в жизнь. В алтайской письменной литературе свое слово о великом вожде сказал поэт двадцатых годов Павел Александрову« Чагат-Строев. В 1926 году П. А. Чагат-Строев создает поэму о В. И. Ленине «Ой- гор-Баатыр» («Мудрый богатырь»). Появление этой поэмы вызвало большой интерес в Горном Алтае. .Так, в газете «Кызыл Ойрот» («Крас ная Ойротия») селькор Янга Бедюров из с. Кулады Онгудайского ай мака писал: «Появление в нашем урочище поэмы о Ленине было по истине радостным событием. Народ собирался для коллективного чте ния этой поэмы о мудром богатыре. Слушатели-алтайцы проявили большой интерес к произведению, были очень рады, узнав о победо носных делах Ленина в Горном Алтае. Народ выражает свой' любовь и преданность мудрому Ленину и желае'Г, чтобы его учение жило1в веках». • •- - Чем же привлекло читателей это произведение? Прежде'‘вбего сво ей правдивостью и в то же время близрстью к народному эпосу, Идея поэмы «Ойгор-Баатыр» заключена в прославлении Октябрьской рево люции и великого Ленина. Поэт глубокр рсбзнал громадную роль В. И. Ленина в социалистической революций и показал вождя не эпи зодическим, а главным героем, проходящим через всю поэму. Ленин изображен как защитник и друг угнетенных, как организатор и вдох новитель Октябрьской революции. Но эта коцкретная историческая действительность реализуется в форме традиционных народных эпиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2