Сибирские огни, 1980, № 4
26 С. КАТАШ - Горы и степи, луга и долины Солнечный, май оживил. > ■ ' Нас, перед баями гнувших спины, I Ленин великий освободил. Выйдут на тучные выгоны эти . Наши стада, а не баев-врагов. ' . Ленину, давшему власть Советов, Г Слава на веки веков! . . м - >: ■ \ %'-■к «1■_*• ' ‘’ ■ Таким образом, первым создателем образа вождя в алтайской поэ- зии, как видно из сказанного выше, по праву ,считается сам народ. Ис- точником прославления Ильича была реальная ••действительность, сама жизнь. Народные певцы сумели ярко, нарисовать рб.раз Ленина, прав диво изобразить величие и значимость ленинских, идей, выразить по средством художественного слова любовь алтайского, народа к Комму нистической партии и ее вождю. Образ Ленина в алтайской народной поэзии обогатил ее эстетиче ское содержание, коренным образом изменив веками установившееся в художественном сознании народа понятие об идеальных образах на родных героев-богатырей. Образ Ленина явился вершиной наррдного представления о геро- ях-освободителях. Народные песни,и легенды.о вожде знаменуют собой наивысший этап в развитии героической и патриотической темы в на родном творчестве. В 20—30-х гг. закладывается и развивается письменная поэзия, и в ней выдающееся место занимает тема Ленина и революции, наблю дается процесс многостороннего постижения образа вождя. В песне «На Алтае шумит много рек», созданной поэтом И. Броши ным на основе алтайского фольклора, образ вождя рисуется в народно поэтической традиции, путем образного параллелизма: На Алтае шумит много рек, Много рек на Алтае течет. А в Москве большой Человек, Сильный там Человек живет. Слышал я — его Ленин звать. Он простой, он без золота друг! Ах, как хочет его повидать С гор Алтая бедный пастух! , ............. В литературно обработанной алтайскими поэтами легенде «Зажг лась золотая заря» тесно переплетаются и взаимосвязаны две темы: тема Великого Октября и тема героя-вождя. Образ Ленина здесь не разрывно связан с Великой Октябрьской социалистической револю цией. ’ .......... . Легенда повествует о, том, как обездоленный охотник Анчи, обира емый зайсанами, баями и шаманами, отправляется на поиски правды и находит ее, встретив на своем многотрудном пути богатыря, призывав шего всех бедняков к борьбе й единению. Этим богатырем был Ленин. Рисуется он в легенде простым человеком, но сильным и могучим. Его образ, несмотря на традиционную в алтайском фольклоре гиперболич ность, близок ипонятен народу. • В поэме Ленин сравнивается с небесным светилом, тем самым под черкивается немеркнущий свет его великих идей. С солнцем рядом Над высями гор Появилось солнце второе... Эю 1 прием вполне соответствует духу устной народной поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2